Сложной, но очень актуальной теме была посвящена очередная «Владимирская публичная лекция». Заместитель директора Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ Андрей Чекушов уже несколько лет практически связан с «болонским процессом» в высшем образовании в России. Он рассказал всем желающим о том, как эта европейская университетская модель приживается на российской почве.
Лектора представил как очень опытного в данной теме создатель проекта «Владимирские публичные лекции» политолог Роман Евстифеев.Для начала Андрей Чекушов упрощенно показал основные различия двух схем высшего образования ‑ сложившейся в Советском Союзе, которую называют «гумбольдтовской» (по ее происхождению из Германии), и внедряемой «болонской».
Вот так была представлена большая часть основных различий:
«Гумбольдтовская» схема
Много специальностей
Один уровень (5-6 лет)
Жесткая программа «сверху»
Линейная траектория
«Аудиторный» контроль
«Почасовая» экономика
«Болонская» схема
Сравнительно немного направлений
Два уровня основной образовательной программы (бакалавриат, магистрат)
Гибкая программа обучения
Студент сам формирует образовательную траекторию
Рейтинговый контроль знаний
Экономика «от студента» (от кредита)
Интересен был состав аудитории - в ней преобладали коллеги Андрея Чекушова по вузовскому преподаванию. А препод с преподом, если говорить по-студенчески, всегда общий язык найдут. Тем не менее особой зауми на лекции не возникло. Судя по заинтересованным вопросам, некоторые вузовские преподаватели сами еще мало знают, что к чему в «болонской системе».
Практически на первых минутах завязался живой диалог с лектором.
- На каком этапе внедрения «болонской» системы мы находимся?
- Болонский процесс начался с 1999 года, год окончательного закрепления всех болонских нововведений - 2010-й, когда Европа должна слиться в едином образовательном пространстве. У меня с памятью все нормально, - уточнил с улыбкой лектор, ‑ я знаю, что мы почти в конце 2011 года.
- Студент сам формирует образовательную траекторию, сам выбирает дисциплины. Насколько это реально?
- Мы перейдем от мобильности студентов к мобильности преподавателей. Может получиться так, что у меня не будет курса во Владимире на этот год, а я буду востребован в Екатеринбурге или Владивостоке. Также очень важно, чтобы заработала ответственность студента - чтобы он выбирал не курсы полегче, а которые нужны ему. Ведь потом он должен некий продукт - свое образование ‑ продавать. Студент должен осознанно получать образование, которое станет востребованным товаром.
- Что такое «кредиты» в «болонской системе»?
- Для «болонской» схемы характерны системы зачетных единиц, которые и называются кредитами (кредит в «болонской» схеме ‑ это зачетная единица, включающая 36 учебных часов. Любая дисциплина должна включать не менее двух кредитов, и каждая пересчитывается на кредиты). Например, в вузе студенту сообщают, что он должен за год пройти 60 кредитов. Из них 40 отводятся вузом для преподавания обязательных компетенций, а на 20 кредитов студент выбирает дисциплины сам. Но если у него есть силы, время, память хорошая, то студент может в один учебный год задействовать и 100, и 150 кредитов, то есть быстрее получать необходимые знания.
Причем универсальность кредитов позволит российским студентам часть дисциплин освоить в любом из вузов, придерживающихся «болонской системы», хоть в парижской Сорбонне.
А вот еще интересные размышления А.Чекушова:
- Введение «болонской системы» связано с процессами глобализации. Одно из условий вступления России в ВТО ‑ понятная на Западе система высшего профессионального образования, которое должно стать товарной услугой ‑ легко измеряемой, прозрачной и качественной. В «болонской системе» все процессы становятся прозрачными. Последний опубликованный мониторинг за 2009 год свидетельствует, что высшее образование в большинстве европейских стран базируется на болонских основах. Хотя в вузах Франции и особенно Германии можно встретить сочетание двух систем подготовки ‑ гумбольдтовской и болонской, но это скорее дань традициям консервативного академического сообщества.
Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистрат) в России еще не столь широко. До 2011 года вузы принимали и на специальности, и на бакалавриат. Большинство студентов все еще учатся на «специалитете». При этом понятие бакалавриата как высшего образования еще не прижилось, в отличие от западных стран.
- Работодатели и законодательство у нас как будто еще не уверены, что бакалавриат - это уже ступень высшего профессионального образования, - говорит Андрей Чекушов. - Часто работодатели, родители и сами студенты еще не могут отличить незаконченное высшее и бакалавриат. Приходится долго объяснять, что бакалавриат это уже высшее образование.
Разная ситуация и в вузах: одни университеты сознательно и заинтересованно включаются в «болонский процесс». Передовым в этом отношении считается Российский университет дружбы народов в Москве. Другие университеты идут по пути повелений «сверху», когда некуда деваться, иной раз происходит настоящая ломка под новую систему, и с этим связан целый ряд проблем.
Немало еще мыслей и вопросов вызвала эта публичная лекция. А завершилась она пожеланиями коллег Андрея Чекушова, чтобы он и другие знатоки «болонского процесса» провели серию обучающих занятий с преподавателями владимирских вузов на эту тему. Слишком много еще подробностей и «подводных камней», о которых надо знать вузовским коллективам, вливающимся в общеевропейское образовательное пространство.