Сегодня представить себе жизнь на селе без сельского старосты уже невозможно. На его плечах - масса забот. Те, кто знаком с деятельностью старост не понаслышке, утверждают, что спасти деревню он, конечно, не в состоянии, но скрасить и сделать быт селян достойным старосте вполне по силам.
В этом журналисты областных СМИ убедились, проехав по четырем деревням и селам двух муниципальных образований Камешковского района ‑ Второвского и Брызгаловского. Везде бросается в глаза, что во главе деревни или села ‑ исключительно люди, душой болеющие за свою малую родину. Решение вопросов, связанных с газификацией, вывозом мусора, установкой уличных таксофонов, обеспечением противопожарной безопасности - вот лишь малая толика нагрузки этих общественных деятелей. К примеру, в деревню Приволье только благодаря усилиям старосты Николая Притченко и двух его добровольных помощников наконец пришел долгожданный газ. Счастливое событие случилось в декабре прошлого года, а ждали его пять лет. Из 100 имеющихся в Приволье домов голубое топливо сегодня есть в 72-х.
«А скольких трудов стоило уговорить бабушек в необходимости газификации, ведь это дорогое удовольствие. Всю проектную документацию мы делали сами», - рассказывает заместитель старосты Галина Арефьева. Именно по этой причине она и сама занялась общественной работой, поскольку, говорит, дрова доставать было все сложнее, легче дом газифицировать. Сейчас насущная проблема в деревне ‑ обустройство подъезда к реке Уводь, куда в случае чего сможет подъезжать пожарный автотранспорт и забирать там воду. Этим и заняты местные общественники. На это нужны немалые средства, хорошо, глава местной администрации помогает, как может, говорит еще один помощник старосты Владимир Капковский, да еще дачники скидываются.
Обеспечением противопожарной безопасности в деревнях и селах, как мы убедились, обеспокоены всерьез. Об этом же самом «болит душа», по ее собственному признанию, и у старосты села Эдемское Валентины Назимовой. Но на это нужны немалые деньги, а выделенных в прошлом году 140 тысяч рублей, говорит Валентина Никитична, катастрофически не хватит. Этим летом в деревне сгорели два дома, и если не дай бог ситуация повторилась бы, не факт, что цистерны смогли бы воду из пруда набрать. Последний раз пруд чистили лет 30 назад.
Валентина Никитична гостеприимно пригласила гостей в собственный дом, где и рассказала, как начиналась ее работа на общественном поприще. Уже с первых минут разговора понятно, что Валентина Назимова - человек деятельный и жизнерадостный, лицом к лицу с проблемой встретится и не отступит. В прошлом году, говорит, селу удалось получить 360 тысяч рублей на установку уличного освещения. В этом году совместными усилиями вычистили колодец. И это, конечно же, далеко не все ее заслуги в этом качестве.
А вот жители деревни Городок мечтают, чтобы их деревня выглядела так же, как называется. И это, пожалуй, дело времени, судя по тому, как выглядит приусадебный участок старосты деревни Нины Андроновой. Здесь везде идеальный порядок. В таком же порядке и общественные дела, дает понять староста. Здесь избрали совет деревни и за каждым человеком закрепили обязанности. Городок полностью на самофинансировании. На взносы здесь установили устройства для автоматического включения электроэнергии, закупили современные таблички с номерами домов, на домах повесили новые почтовые ящики. Все проблемы решают сообща. А вот приучить людей к порядку, рассказывает Нина Васильевна, было непросто, но и с этим справились. «Это своего рода талант. В ней столько энергии, инициативы. Таких еще поискать», - говорят о старосте жители.
Гражданское общество как раз и начинается с территориального общественного самоуправления, когда люди объединяются, чтобы сообща решать вопросы местного значения, говорит Татьяна Волкова, начальник управления делами администрации Камешковского района. Этот район преимущественно сельский (57% жителей проживают в селах и деревнях), поэтому такая форма организации здесь, как нам сказали, - необходимость. Кстати, институт сельских старост существует в нашей области уже много десятков лет, и время показало, что оправдал он себя полностью. На 2405 населенных пунктов ‑ почти 1270 старост. Преимущественно это люди в возрасте от 50 лет и старше, но есть среди них и относительно молодые ‑ до 30 лет, таких сейчас 9 человек.
На весьма скромные бюджеты сельских поселений особых надежд жителям возлагать не приходится, поэтому старостам региональные власти помогают другими возможными законными способами. Во-первых, их предложения учитываются при формировании различных программ, которые финансируются из регионального бюджета, например, по обеспечению населения чистой питьевой водой или по газификации населенных пунктов. Кроме того, последние два года на нужды сел и деревень выделяется часть средств гранта, который присуждается Владимирской области за вхождение в двадцатку наиболее динамично развивающихся регионов РФ. В 2009 году выделили 17,8 млн рублей, год назад - 20 млн рублей. В прошлом году на эти деньги выполнили работы на 502 объектах.
Районные власти убеждены, что общественное самоуправление на селе еще только «набирает обороты». Единственная сложность ‑ это нехватка неравнодушных активистов. Ответ на вопрос, где их искать, красноречиво дала Валентина Назимова. Выросшая вместе со смоленскими ребятишками, которых в годы войны вывезли сюда с оккупированной территории, она не понаслышке знает ценность родительского тепла: «Детей надо любить и воспитывать у них любовь, внушать почтение и уважение к родителям и пожилым. Дети - они к добру тянутся. И, став взрослыми, добро все равно помнят. Если будешь любить свое село - будешь делать все».