4 октября 2011 в 03:39

Коммунальные страсти в Вяткино

Фото: Виктории СМИРНОВОЙ.
В отдельно взятой деревне жители и управляющая компания никак не договорятся, кто перед кем в долгу Взаимоотношения жителей деревни Вяткино и их управляющей организации в сфере ЖКХ гладкими сегодня никак не назовешь - взаимное непонимание нарастает как снежный ком. По словам представителей надзорных органов, в Вяткино обострились сразу несколько проблем в жилищно-коммунальной сфере. И все это ‑ в преддверии отопительного сезона.  
Более или менее спокойно жители Вяткино жили вплоть до октября 2010 года, когда обанкротилась управляющая организация «Комфорт», обслуживавшая там многоквартирные дома. Как раз тогда начинался отопительный сезон... Вместо «Комфорта» появилась новая ‑ «Сплит», которая работу хоть и продолжила, но собрания собственников, на котором «Сплит» официально бы выбрали в качестве управляющей организации, проведено не было. Договоры на управление со «Сплитом» заключили жители, обладавшие менее чем половиной собственности в домовладениях. Прошло чуть больше двух месяцев, и 27 декабря, аккурат перед Новым годом и в самый разгар отопительного сезона, «Сплит» уведомил сельскую администрацию о том, что с 1 января 2011 года полностью прекращает работу и уходит из Вяткино. Несмотря на то, что договоры со всеми жителями так и не были заключены, «Сплит» тем не менее счета за услуги жителям выставлял (с октября по декабрь 2010 года), и граждане их аккуратно оплачивали. Но «Сплит» неожиданно исчез, и эта ситуация послужила первым камнем преткновения во взаимоотношениях жителей уже с новой управляющей организацией - ООО УК «Арсенал». Потому что уплаченные за этот период деньги вяткинцам никто не вернул, а платить за одно и то же дважды люди не желают.
По словам главы администрации Вяткинского сельского поселения Тимура Маркова, он вместе с ресурсоснабжающей организацией оказался «в заложниках ситуации».
- Шохов (директор сначала ООО «Комфорт», затем ООО «Сплит». - Авт.) регулярно обещал на совещаниях, что направит в «Арсенал-Энерго» учредительные документы для заключения договора на поставку коммунальных ресурсов. Выбирать новую управляющую компанию во время отопительного сезона было, на мой взгляд, не слишком разумно, тем более когда мы котельную запустили, она отработала без сбоев, - говорит глава. - Когда «Сплит» ушел, стало ясно, что могли возникнуть аварии, нештатные ситуации. И мы договорились, что «Арсенал-Энерго» возьмет все под свой контроль (с 1 октября 2010 года «Арсенал-Энерго» отвечает в Вяткино за ресурсоснабжение).
- Отказаться от предоставления услуг я не имел законного права по 307-му постановлению правительства, - подключается к разговору генеральный директор «Арсенал-Энерго» Валерий Каменский. - Поэтому я вынужден был поставлять ресурсы без денег, но это условно, конечно, потому что, потребляя ресурсы, люди должны платить.
В итоге счет за услуги с октября по декабрь «тянет» на сотни тысяч рублей. Эти деньги и уплатили жители «Сплиту», не слишком на тот момент обращая внимание на то, кому именно и за что они платят. А «Сплит» так до сих пор и не расплатился со снабжающей организацией. Разобравшись в ситуации, жители написали заявление на имя главы администрации, а тот обратился в полицию. Но в возбуждении уголовного дела было отказано по причине того, что «Сплит» ошибочно выставил квитанции на оплату водоснабжения жителям и что всем обратившимся в компанию по этому вопросу деньги возвращены» (цитирую постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, выданное сотрудниками ОМВД России по Судогодскому району).
- Почему и на каком основании они отказывают, беря в расчет всего один месяц - октябрь, хотя квитанции оплачены за октябрь, ноябрь и декабрь? ‑ возмущен Валерий Каменский. - Все проживающие, кто услуги оплатил, денег обратно не получили. Мы надеемся, что правоохранительные органы, районная прокуратура все-таки возобновят производство по этому делу.
Юридически управляющей организацией ООО УК «Арсенал» стало только 2 апреля 2011 года, когда состоялось первое легитимное общее собрание собственников жилья. Учредителем организации выступила все та же «Арсенал-Энерго», каких-то иных вариантов жители не предложили, говорят там. Легитимность двух ранее проведенных собраний была под вопросом ‑ не набирали кворума и не все жители приносили с собой необходимые документы (копии паспортов, свидетельств о праве собственности, техпаспорта на квартиры). «Только 2 апреля мы смогли провести регистрацию граждан, пришедших на собрание. И только тогда у нас появились полномочия выставить квитанции за потребленные ресурсы», - продолжает Каменский. Но на деле первые счета выставлены были только в июне, все по той же причине - не до конца был сформирован реестр собственников. Понятно, что коммунальщики взялись взимать долги, то есть заложили в квитанции оплату за потребленные ресурсы и за техобслуживание с октября 2010 года. А вложения с их стороны были немалые ‑ в Вяткино, как было сказано, заменили тепловые сети на более современные и начали модернизацию котельной. В том, что местная котельная принимает современный облик, мы убедились лично. Кстати, общая сумма инвестиций уже превысила 30 млн рублей.
Жителям Вяткино предоставили рассрочку до конца августа, хотя первоначально речь шла о рассрочке на апрель-май. Но расплатившихся оказалось немного, немалая часть граждан до сих пор не платит по счетам, кроме как за телефон, газ и свет, хотя на дворе уже сентябрь. Поскольку срок договоренности вышел и уже растут пени, в управляющей организации, по словам ее директора Александра Плотникова, готовы помочь оформить дополнительные соглашения и о рассрочке платежей, и об уплате пеней. По-прежнему большая часть индивидуальных договоров на управление многоквартирными домами в Вяткино так и не оформлена (около 200 из 284). В управляющей организации готовы прокомментировать и пресловутые «70-тысячные» квитанции, которые тоже наделали много шума.
- Таких квитанций было всего четыре. В одной квартире проживают восемь человек, в другой ‑ семь, еще в одной ‑ шесть зарегистрированных и фактически проживающих. Когда мы взяли общую сумму начислений за десять месяцев и разделили на десять, то получили сумму, не превышающую двух с половиной тысяч рублей в месяц. Согласитесь, это нормальная обычная квитанция. По поводу жилищных субсидий на оплату, о которых говорят, что жители их не получают. Субсидия предоставляется опять же при наличии заключенного договора и оплаченных квитанций, - говорят коммунальщики.
Справедливости ради заметим, что столь упорные в Вяткино далеко не все. Многие заплатили день­ги, подтвердив в разговоре с нами, что каких-либо проблем с отоплением в квартирах минувшей зимой не было. Кто-то оплатил квитанции, смирившись с тем, что начисления на холодную воду производятся по нормативам потребления, а не по показаниям индивидуальных приборов учета, которые у многих жителей установлены. Счета за воду ‑ это еще одна причина, которая в буквальном смысле развела коммунальщиков и жителей Вяткино по разные стороны баррикад. Причем среди уклонистов, по информации Валерия Каменского, ‑ не только рядовые граждане, но и депутаты сельского Совета и сотрудники местной администрации.
- Счетчики мы установили сразу же, как купили здесь квартиру. На тот момент организация «Комфорт» счетчики зарегистрировала, но акта приемки нам не выдали. Но я платила им по счетчику, все платежки за четыре года у меня есть. Нас прописано четверо, в среднем мы тратим восемь кубов. А нам насчитали почти тридцать один кубометр за месяц. Даже прошлым жарким летом мы расходовали двенадцать кубометров в месяц! ‑ эмоционально высказалась жительница дома № 2 на улице Докучаева.
Вокруг собрались соседи, которые настроены были не менее решительно:
‑ Деньги у людей есть, не стоит думать, что их кто-то пропил. Вот только почему наше мнение в расчет не берется?
К слову, в Вяткино недавно кто-то расклеил на улицах листовки, в которых объявлялось, что против «Арсенала» «проводится акция». Жителей призывали «включать воду в своих квартирах и домах 11 сентября и лить ее с 7.00 до 24.00». Правовую оценку этих воззваний дал главный жилищный инспектор администрации Владимирской области Владимир Козырев (см. ниже). Люди возмущаются тем, что их приборы учета коммунальщики игнорируют. Те, в свою очередь, требуют поставить их на коммерческий учет с соблюдением всей процедуры - предлагают написать заявление. Кстати, первые заявления по этому поводу в дополнительном офисе «Арсенала» в Вяткино поступили в конце июля, отметка об этом есть в журнале регистрации.
Сам Валерий Каменский корни противостояния видит во взаимоотношениях ресурсоснабжающей организации с градообразующим предприятием в Вяткино ‑ ГНУ ВНИИОУ Россельхозакадемии. По его словам, институт ‑ такой же потребитель коммунальных ресурсов, как и жители, но от заключения договора на поставку ресурсов там почему-то отказываются. «Они мотивируют это тем, что это мы уклоняемся от заключения договора, а не наоборот. И даже обратились в антимонопольную службу. Они считают, что наше требование представить техдокументацию ‑ это противоправное требование», - рассказывает Каменский.
Региональное управление ФАС провело проверку. Но признаков нарушения антимонопольного законодательства не нашло, соответственно «в возбуждении дела в отношении «Арсенал-Энерго» отказано», о чем руководство института уведомили письмом от 22.06.2011 № 03/2516-фмб. Предмет спора двух хозяйствующих субъектов ‑ «границы балансовой ответственности по тепловым сетям».
Конца этому противостоянию пока не видно.
Главный жилищный инспектор администрации Владимирской области Владимир Козырев:
- Платить за потребленные ресурсы надо, и право взыскивать долги в такой ситуации у ресурсоснабжающей организации есть. Но в данном случае нужно еще и максимально быстро реализовать механизм использования приборов учета в многоквартирных домах и в частном секторе, чтобы не начислять жителям оплату по нормативам потребления коммунальных услуг, что намного дороже. Если у граждан нет техпаспортов на счетчики, то лучше установить новые. Затягивать этот процесс не нужно ни одной, ни другой стороне. Ну и обязательно жителям заключить договоры на управление домами. Подписанный договор ‑ это взаимная ответственность сторон. Договор считается заключенным, если на голосование на общем собрании собственников вынесены все существенные условия, определенные в статье 162-й ЖК РФ. Собственники должны утвердить состав общего имущества, перечень работ и услуг по его содержанию, порядок определения цены договора, а также размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и порядок ее внесения. А также порядок осуществления контроля за управляющей организацией.
Если эти вопросы на голосование не вынесены, то такое собрание нельзя считать легитимным. В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) 123 от 4 июня 2011 года, статья 8, пункт 4 в ближайшее время жилищная инспекция будет проверять все договоры на управление многоквартирными домами в области, легитимность решений об утверждении на собрании собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров на управление домами и правомерность заключения таких договоров. В случае если такие незаконные договоры будут установлены, у нас будет право обратиться в суды с исками о признании данных договоров управления недействительными. Что касается листовок, то я их не могу назвать иначе как вредительством. Таким образом действовать нельзя. За такие дела при выявлении подстрекателей они должны привлекаться к уголовной ответственности.
Основная причина произошедшего ‑ слабая организационная работа со стороны органа местного самоуправления и лично главы администрации Тимура Маркова, а также представителей ресурсоснабжающей организации, их неумение разговаривать с людьми. Они ответственны за то, что происходит. Ни в коем случае нель­зя строить отношения с людьми на ультиматумах, даже если жители не правы. Когда есть антипатия, отношения нормальные сложно построить. А отношения эти в любом случае строить придется, поскольку управляющие организации очень сильно подконтрольны жителям в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
36 минут назад 20 домов в микрорайоне 8-ЮЗ повторно останутся без отопления на шесть часов
Об этом сообщает пресс-служба владимирской мэрии со ссылкой на ПАО «Т Плюс». Людям приносят извинения за временные неудобства. В связи с ремонтными работами теплоснабжение отключат 1 апреля с девяти утра до трех часов дн…
час назад В Гороховце может появиться новый физкультурно-оздоровительный комплекс
Многодетная мама по имени Светлана от лица всех жителей Гороховца обратилась к губернатору Владимирской области Александру Авдееву с просьбой построить в городе физкультурно-оздоровительный комплекс.