В Суздале установлен памятник протоиерею, писателю и просветителю Михаилу Хераскову «К сожалению, мало изученный и неоправданно забытый, хотя в позапрошлом веке его знала вся Россия...» - писал один из учеников просветителя. По учебникам Михаила Хераскова занимались все российские семинарии, его «Речи...», изданные в 1886 году во Владимире, читали далеко за пределами родной губернии. Пришло время для оценки его деятельности. Спустя столетие...
- Память - вещь специфическая, иногда она бывает неблагодарной, - считает гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. - Спустя столько лет мы с удивлением начинаем восхищаться личностью этого человека. Родился в небольшом уезде, Юрьевском, воспитывался у бабушки, в семье священника, а потом блестяще заканчивает духовную академию в Киеве.Вернувшись в родную губернию магистром богословия, Михаил Херасков начал преподавать не только специальные науки, но астрономию, физику, языки. Он был энциклопедически образованным человеком, именно поэтому слушать проповеди его и не только собирались тысячи людей. Он был настоящим пастырем, человеком, который умел слушать и помогать. Почти тридцать лет он преподавал, из них 27 - во Владимире: в мужской гимназии, женском епархиальном училище, духовной семинарии, где в течение десяти лет (с 1878 по 1888 г.) был ректором.
Целью своей педагогической деятельности просветитель считал воспитание нравственного человека. И это четко обозначено во многих его работах, в том числе в статье «Слово на дворянские выборы» (с этой речью, опубликованной во «Владимирских губернских...» и «...епархиальных ведомостях», Херасков выступил на собрании дворян в 1876 году). Вот выдержка из нее: «Самые образованные и цивилизованные страны гибнут от накопления людей, потерявших нравственность». Многие выражения Михаила Ивановича, такие как «человек не ангел», «сильнейший двигатель деятельности - привычка», «время - лучший и драгоценнейший капитал», после его выступлений становились ходовыми. Доказательством его педагогического таланта несомненно являются и награды, которых он был удостоен «за труды на пользу юношества»: набедренник, скуфья, камилавка, золотой наперсный крест, сан протоиерея, ордена святой Анны II и III степени, святого Владимира IV степени.
В последние же годы жизни Михаил Херасков был настоятелем Рождественского собора в Суздальском кремле. Похоронили его в 1901 году возле храма, однако в середине прошлого века надгробный камень исчез. К счастью, он не был разрушен и чудом сохранился в земле. И вот теперь его восстановили, поставив на прежнее место. Отслужили молебен, и впредь все посетители собора будут знать о большом человеке, проповеднике, имя которого вошло в историю не только маленького Суздаля, но и огромной страны.