79 лет назад в СССР была образована система местной противовоздушной обороны, которая впоследствии стала гражданской обороной. «Принцип был один ‑ раз появляется новое оружие, значит, надо думать, как защищать от него гражданское население. И вот это в итоге «выросло» в систему МЧС», - сказал вчера начальник Главного управления МЧС России по Владимирской области Сергей Мамеев, пожелавший всем о возможностях гражданской обороны никогда не узнать на практике - «только из учебника»...
Надо признать, что МЧС в нашей стране всегда есть чем заняться (помимо «обычных» пожаров): зимой ‑ ледяные дожди, из-за которых обрываются линии электропередачи; весной и летом ‑ возгорания травы, лесов и торфяников, а также неосторожные купальщики и авиалюбители ‑ первые порой тонут в пьяном виде в неприспособленных для купания местах, а вторые бьются на самодельных самолетиках (как известно, летом у нас произошли две такие аварии, четверо погибших); осенью ‑ заблудившиеся грибники.
Только на тушение травы огнеборцы в этом году выезжали 3387 раз, в основном во Владимире, Ковровском, Петушинском и Гусь-Хрустальном районах. «Закончилась эпопея с травой, - говорит Сергей Станиславович, - началась эпопея с лесами и торфяниками». Впрочем, в этом году был учтен печальный опыт «горячего лета-2010», и упор в работе сделали на превентивные меры, «стянув» в самые пожароопасные районы большие ресурсы ‑ людей и технику, мониторя малейшие возгорания и ликвидируя их в тот же день в самом зачатке, не дожидаясь разгула огненной стихии. Результат налицо: пожаров в лесах и на торфяниках Владимирской области было зарегистрировано 411 ‑ против тысячи в прошлом году. При этом средняя площадь возгораний сократилась в 4 раза ‑ с 4 до 1 гектара. Все населенные пункты, которым так или иначе угрожали возгорания, удалось отстоять. И, кстати, реакция самих жителей и дачников Сергея Мамеева в хорошем смысле удивила ‑ они, в отличие от прошлого года, не критиковали огнеборцев, не скандалили, а, наоборот, помогали чем могли: одни привозили стройматериалы, другие бесплатно кормили профессионалов и волонтеров...
- Например, приехали две девушки на джипе. Мы сначала решили, что они скандалить будут. А они открыли джип и стали доставать оттуда продукты, вплоть до красной икры, а потом ‑ бегать за нашими ребятами, которые к такому не привыкли, с бутербродами, - улыбается Сергей Мамеев.
Перед пожароопасным сезоном сотрудники МЧС проверили каждый из 2541 населенного пункта региона на предмет готовности к чрезвычайным ситуациям, в итоге 138 должностных лиц привлечены к административной ответственности ‑ за то, что их поселки и деревни оказались подготовлены не должным образом. «Подготовка ‑ это подъезды к водоемам, рынды, связь и т.д. Нужно быть готовыми ко всему», - констатирует главный спасатель области.
А вот чего никто предвидеть точно не мог, так это возгорания 21 июля от удара молнии Преображенской церкви на территории Музея деревянного зодчества в Суздале. Громоотвод там имеется, да и вообще начальник ГУ МЧС не помнит, чтобы во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике что-то горело ‑ уход за реликвиями там хороший... По всем признакам сухая деревянная церковь должна была сгореть дотла, но «обошлось» только куполом и двумя верхними ярусами - во многом благодаря тому, что пожарные расчеты примчались на место в считанные минуты.
Что касается грибников и купальщиков... Любители даров леса, надо признать, скучать спасателям не дают: только за один месяц пришлось искать около 30 человек. Нашли всех. Например, в Ковровском районе пропал папаша, оставивший 5-летнюю дочку дома без присмотра. «В итоге одна группа поехала его искать, а другая ‑ ребенка утешать». Но, правда, этот гражданин хотя бы сообразил не отклоняться в своих блужданиях от зон покрытия сотовым оператором ‑ сам и позвонил в МЧС с криком души «я потерялся!».
В этой связи Сергей Мамеев настоятельно рекомендует ягодникам, грибникам, охотникам предупреждать своих близких, куда решили отправиться, обязательно брать с собой сотовые телефоны и не уходить в такую глухомань, где у мобильника нет сигнала. Ну а если вы все-таки потерялись, то ищите дорогу ‑ любую (на дороге вас будет легче найти) ‑ и держитесь ее, дальше двигаясь на звуки (спасатели при поисках включают сирены и клаксоны автомобилей ‑ специально для «потеряшек»).
С купальщиками ситуация обстоит гораздо лучше прошлого года: в 2010-м в нашем регионе утонули 127 человек, в этом ‑ 69. В основном утонувшие граждане купались в пьяном состоянии (около 80%) и в неприспособленных для этого местах.
- Мы постоянно боремся за купание на организованных пляжах, - говорит Сергей Мамеев.
«Борьба» за организованное купание получается достаточно конструктивной: в этом году в области было открыто 4 дополнительных пляжа ‑ причем специально выбрали места, популярные у граждан.
- Люди туда все равно ездят и ездить будут. Ну а раз это невозможно предотвратить, то надо возглавить и проконтролировать.
Языком цифр
218 бомбоубежищ насчитывается во Владимирской области, из них 135 готовы к эксплуатации, 49 «ограниченно готовы», 34 требуют капремонта.