Как глухого старика выгнали на улицу 77-летний житель г. Владимира Алексей Алексеевич Комаров, инвалид с детства по слуху, оказался выброшенным из своей однокомнатной квартиры на улицу. Вот уже больше двух месяцев глухонемой дедушка, привыкший к домашним условиям, живет в центре социальной реабилитации «Бомж» - для людей без определенного места жительства.
Живя по соседству
Возможно, что дело вовсе не получило бы огласки, если бы не нашелся человек, который, ощущая гражданский долг, взялся защищать права своего соседа по дому, оформив все документально. К счастью, защитник (по чистому совпадению - однофамилец страдальца Виктор Иванович Комаров) оказался не просто юридически подкованным, но даже больше - отделение правоведения Ленинградского политехникума он в свое время окончил с красным дипломом. Несмотря на то, что он сам на инвалидности - ничего не слышит. Зато хорошо, грамотно говорит, прекрасно владея всей юридической казуистикой. И пенсионный возраст ему - не помеха.
Действовали
по схеме
Однокомнатную квартиру на ул. Балакирева в доме для глухонемых семья Комаровых получила в 1976 году. Ее выделила швейная фабрика (социально-реабилитационное предприятие для глухих), где трудилась супруга Алексея Алексеевича Мария Федоровна. Сам он работал плотником на ВТЗ, где приобрел репутацию доброго, исполнительного и работящего человека. В свободное время любил порыбачить, сыграть в шахматы. Его труд руководство завода не раз отмечало почетными грамотами и благодарностями.
В январе 1989 года после смерти жены Алексей Алексеевич остался один. Мог ли он тогда предположить, что люди, объявившие себя родственниками, обманным путем продадут квартиру, а его выбросят на улицу...
На руку махинаторам оказались малограмотность, глухота и доверчивость пожилого инвалида. Алексей Алексеевич вспомнил, что началом его бед стали посещения Людмилы Кувырковой - дамы высокого роста, представлявшейся племянницей его умершей супруги. По-видимому, ей нужен был доступ к документам на квартиру. В декабре 2004 года она от имени Комарова попыталась приватизировать его жилье. На руках у нее была доверенность, но без подписей доверителя и сурдопереводчика, как то полагается по закону, если человек глухой. Однако квартиру она якобы приватизировала, а через год стала ее хозяйкой - А.Комаров сам сделал ей такой подарок. Успела дама оформить и документ о наследовании квартиры ее детьми: сыном Андреем Кувырковым и дочерью Мариной Грабовой. Так что после «смерти» Л.Кувырковой в 2007 году дети вступили в право наследства, а в июне 2011 года решили действовать. И смогли продать квартиру! Новый хозяин Алексей Болтачев расплатился, вручив по 450 тысяч рублей каждому из «владельцев квартиры». Осталось лишь избавиться от глухонемого дедушки, выдворив его из собственного жилья. Схема обмана сработала, и все осталось бы шито-крыто, если бы не активная позиция жителей дома, по соседству с которыми безобидный Алексей Алексеевич прожил 35 лет. Не рассчитали махинаторы, что у людей с инвалидностью обостренное чувство справедливости и друг за друга они стоят горой.
Захват
квартиры
- Как-то в начале июня Алексей Алексеевич прибежал ко мне из соседнего подъезда встревоженный и напуганный, - вспоминает добровольный защитник обманутого старика Виктор Иванович Комаров. - Жестами сообщил: двое неизвестных выгоняют его из квартиры, угрожают! Освобождай, мол, квартиру, ее будут продавать… Позвали старшую по дому, она стала разбираться.
Собрались люди со всего дома. М.Грабова размахивала липовыми документами. Позвонили в УВД. Приехал лейтенант полиции, посмотрел паспорт А.А.Комарова со штампом о прописке, послушал людей о том, что в этой муниципальной квартире дедушка живет уже давно. У новой владелицы квартиры прописки в паспорте не было, ей лейтенант сделал предупреждение о том, чтобы до судебного решения в квартиру она не входила, составил протокол.
Однако через несколько дней попытка захватить квартиру повторилась. 14 июля в квартиру к Алексею Алексеевичу, по словам очевидцев, приехал целый отряд полиции ‑ трое оперуполномоченных по Ленинскому району вместе с новоиспеченной «наследницей» М.Грабовой. Они приехали затем, чтобы проверить законность права проживания пожилого человека в квартире. Фамилии свои сотрудники Ленинского отдела полиции не назвали. Поскольку сурдопереводчика не было, глухонемой дедушка растерялся, естественно, ничего вразумительно объяснить не мог, как, впрочем, и понять, по какой причине его из собственного дома выселяют.
В результате у А.А.Комарова отобрали ключи от квартиры, а самого его, несмотря на протесты вышедших на помощь жителей дома, М.Грабова посадила в такси и вывезла в неопределенном направлении. Как потом выяснилось, несколько дней его держали в каком-то старом заброшенном доме в промзоне и практически не кормили.
Грабова действовала оперативно. Через час после того, как она получила ключи от квартиры, все имущество Алексея Алексеевича из квартиры вынесли двое мужчин. Виктор Иванович Комаров, вызвавшийся представлять интересы глухонемого дедушки, сделал опись вынесенных вещей и мебели, которую подписали восемь свидетелей. Семейные фотографии, почетные грамоты, медицинский полис, некоторые документы, одежду, обувь, мебель, рыболовные снасти и инструмент - все это «налетчики», не стесняясь, выбросили в мусорные баки. Подъехал новый «хозяин» квартиры, поставил металлическую дверь, врезал свой замок.
Дело разбирается сразу в двух судах
С жалобами на действия полиции В.И.Комаров как доверенное лицо (у него на руках доверенность за защиту интересов его подопечного, заверенная нотариусом) обращался к начальнику Ленинского районного отдела полиции г. Владимира трижды. Просил вернуть 77-летнего деда в свою квартиру. Однако получил неутешительный ответ:
«В ходе служебной проверки факты, изложенные в заявлении, не нашли подтверждения. Нарушения норм действующего законодательства в действиях сотрудников службы УУМ ОМ № 1 не выявлено». В ответе с исправленной датой он также нашел следующую фразу: «В ходатайстве о возбуждении уголовного дела отказать. А.А.Комаров был вывезен своими родственниками со всем имуществом». Затем шли путаные объяснения и формулировки, разобраться в которых труднее, чем в китайской грамоте.
Вот только не ходатайствовал Виктор Иванович о возбуждении уголовного дела! Просил лишь оставить дедушку в квартире до решения суда, остановить беспредел.
Дело о выселении Алексея Алексеевича разбирается сейчас сразу в двух районных судах г. Владимира ‑ об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения, о законности сделок и документов.
У судьи Ленинского районного суда Ирины Рассадкиной вызвала сомнение законность составления договора о купле-продажи квартиры. Также она попросила на следующем заседании представить стороне ответчика подлинники всех документов. Судья Октябрьского суда Максим Игнатович определил: ходатайство А.А.Комарова удовлетворить, государственную регистрацию сделок с квартирой запретить, наложив на нее арест. Кроме того, он направил все документы на экспертизу их подлинности. Очевидно, после этого можно будет дать ответ на вопрос о том, не являются ли Людмила Кувыркова и ее дети М.Грабова и А.Кувырков мнимыми родственниками пострадавшего старика. Кстати, никто не видел и свидетельства о смерти Л.Кувырковой, напротив, соседи говорят, что якобы встречали ее - живую и невредимую. Пока выселенный дедушка нашел приют в центре «Бомж». Разбирательство продолжается. О результатах мы обязательно проинформируем наших читателей.