В Ковровской школе-интернате они получают неполное среднее образование за 12 лет. Образование и перспективы развития детей с нарушениями слуха ‑ эта тема стала главной для обсуждения учеными, общественниками, педагогами, дефектологами, социальными работниками, собравшимися накануне 85-летия Всероссийского общества глухих в Ковровской специализированной школе-интернате.
В этот день гостям продемонстрировали современные технологии обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья, показали уроки, индивидуальные занятия и мастер-классы. Инициатором акции выступил областной департамент образования.Интернат практически единственное образовательное учреждение в нашей области для глухих и слабослышащих детей. Правда, около 30 человек учатся еще во владимирской школе № 14. Сегодня в Ковровском интернате живут и обучаются 115 ребят из всех городов и районов области. Многих родители забирают на выходные домой, остаются лишь дети из отдаленных населенных пунктов.
Класс для восьми ребят с нарушением слуха открылся в Коврове еще в 1933 году. Детям приходилось заниматься в обычных школах во вторую и третью смены. Современная школа-интернат располагается в двух зданиях. Все ученики обеспечены современными цифровыми индивидуальными слуховыми аппаратами. При необходимости администрация интерната связывается со всевозможными институтами и центрами по восстановлению слуха и отправляет туда детей. В некоторых случаях глухоту удается победить с помощью операций и имплантов.
В последнее время государство обратило внимание на детей-инвалидов, и школа стала получать неплохое финансирование. Денег хватает не только на содержание детей и расходные материалы для учебы.
- Сегодня интернат оборудован и выглядит не хуже других общеобразовательных школ, - утверждает председатель областной организации ВОГ Светлана Ефимова. ‑ И улучшения мы наблюдаем каждый год. Здесь заменены окна, установлена пожарная сигнализация, появилось новое оборудование, зубоврачебный кабинет. Дети растут здесь в дружелюбной среде, педагоги стремятся понять желания каждого ‑ и это большой плюс пребывания в интернате.
У слабослышащих ребят прекрасная спортивная площадка, хорошая лыжная база. Совсем недавно школа выиграла грант в 100 тысяч рублей на покупку спортинвентаря. На общем совете педагоги решили приобрести детям коньки и клюшки, потому как во дворе интерната зимой заливается своя собственная хоккейная площадка.
Слабослышащие дети с легкостью осваивают компьютерную грамоту. И в будущем, как показывает опыт, из них получаются очень хорошие программисты. В распоряжении воспитанников Ковровской школы-интерната больше трех десятков компьютеров. А недавно появились несколько ноутбуков для учеников начального звена.
За 12 лет обучения ребята с нарушениями слуха осваивают программу 9 классов. Сжать сроки пока не получается, потому что объяснять многие предметы таким детям приходится на пальцах. Но это пока, современные методики обучения развиваются.
Сегодня, к сожалению, полное среднее образование глухим детям получить проблемно. Нужно либо идти в колледж, либо учиться дистанционно, однако такие возможности есть не у всех. На момент окончания интерната ребятам уже исполняется по 19 лет, многие стремятся идти работать. Однако и трудоустроиться им бывает непросто. Часть выпускников школы-интерната все же поступают в колледжи, а кто-то потом и в высшие учебные заведения. В частности, группа глухонемых ребят учится в колледже при ВлГУ, в дальнейшем у них есть возможность продолжить учебу в центре образования инвалидов по слуху того же университета.
- Правда, пока высшее образование получают немногие, - говорит Светлана Ефимова. ‑ Поступают в среднем по 1-2 человека в год, но и это уже достижение. Раньше слабослышащих студентов из нашей области в ВлГУ вообще не было.
У ребят с нарушениями слуха очень хорошо развита моторика рук, и из них выходят отличные стоматологи и протезисты. Также ценят воспитанников Ковровской школы-интерната в финансово-экономических и технических учебных учреждениях. Основная задача школы-интерната ‑ социализировать воспитанников, помочь найти им свое место в жизни. Поэтому за своими выпускниками педагоги наблюдают еще на протяжении нескольких лет и всячески помогают.
- Учатся наши выпускники очень хорошо, - говорит Николай Шемякин. - У них, в отличие от многих обычных детей, немного иной подход к учебе. Эти дети прекрасно понимают, что им в жизни придется всего добиваться самостоятельно. Поэтому и отдаются науке полностью.
Школа-интернат для ребят с нарушением слуха ‑ единственный шанс стать полноправными членами общества. Выучить таких детей и дать им путевку в жизнь без помощи специалистов родителям не под силу. На памяти директора интерната были случаи, когда родители отказывались от помощи государства и пытались учить ребенка самостоятельно, с бабушками, дедушками и репетиторами. Но все они рано или поздно приводили детей в интернат.
Начальник отдела департамента образования Елена Елисеева пообещала, что возможности получения полного среднего образования для слабослышащих и глухих ребят появятся в ближайшей перспективе. Для этого будет организована подготовка специалистов и преподавателей.