Так считает Екатерина Ромина, преподаватель английского языка ковровской школы № 4. - Среди множества наставников ученик запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент его жизни. Тех, чья мудрость и доброта помогали им познавать мир. Тех, кто... Перечень этот бесконечен. Не у всех были такие учителя? Естественно, ведь учитель - профессия уникальная, - рассказывает Екатерина Ромина, учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 4 г. Коврова. И с ее словами трудно не согласиться.
Окончив школу, мы постоянно вспоминаем наших учителей. Но почему наши учителя предпочли педагогику другим профессиям? Ответ можно получить только у самого учителя, и моей собеседницей согласилась стать Екатерина Ивановна Ромина. Коллеги и ученики характеризуют ее как прекрасного учителя и замечательного человека, способного понять, помочь и - главное - научить.Разговор
с учителем
- В последнее время часто можно услышать, что работать в школе решаются только искренне преданные профессии люди. Для вас трудным был выбор профессии учителя?
- Я родилась в учительской семье. Моя мама - заслуженный учитель РСФСР, и с детства я наблюдала за ее работой - не просто учителя, а Учителя с большой буквы. Мама отдала профессии 47 лет. Я считаю, что ее жизнь - подвиг. В школе мне повезло с педагогами. Мы восхищались нашими учителями. Я благодарна учителю начальных классов Лидии Ивановне Земской, учителю истории Александру Алексеевичу Муринову, учителю математики Нине Васильевне Ковешниковой и другим. Они для меня образец для подражания. И сейчас в своей работе я использую педагогический опыт своих преподавателей. О таких людях надо писать, рассказывать. Именно они - элита нашей страны, такие учителя закладывают фундамент нашего общества. Поэтому выбор мною профессии был не случайным. Несмотря на все сложности, явную непрестижность профессии, тот факт, что она малооплачиваемая, менять что-либо в своей судьбе я не намерена.
- Вы окончили Владимирский государственный педагогический институт, исторический факультет. Почему все-таки выбрали английский для преподавания?
- В начале своей карьеры я преподавала как историю, так и английский. Потом часов английского языка становилось все больше, и я вынуждена была перейти к преподаванию только этого предмета. Но к истории у меня остался огромный интерес. Мой муж - учитель истории, и я стараюсь не отставать от развития и науки, и методики преподавания. Не исключаю, что рано или поздно вернусь и к ней. Я в хорошей форме.
- Когда вы пришли на свой первый урок, какие чувства тогда испытывали?
- Первыми уроками были уроки истории. Мне так было интересно самой, я с таким энтузиазмом взялась за работу, что, наверное, этим увлекла и своих учеников. Мне было с кем обсудить проблемы истории. Мы участвовали в разных конкурсах и викторинах, изучали исторические источники, ездили на экскурсии по «Золотому кольцу». В итоге один из учеников стал профессиональным историком. А этом году двое выпускников поступили в университет на факультет иностранных языков.
- Вы участвовали в конкурсе «Учитель года». Расскажите, пожалуйста, о своих ощущениях, что лично вам дал этот проект?
- В 2007-м я стала победителем городского конкурса «Учитель года», в 2008 стала лауреатом областного. Оба конкурса были сложными. Надо было о многом подумать, подвести итоги, обобщить опыт и представить его на открытых уроках и презентациях. Конкурсы помогли мне подняться еще на одну ступеньку профессионального мастерства, добавили опыта и уверенности в себе, сделали востребованной.
Признание
Уже 16 лет Екатерина Ивановна работает в школе. В 2001 году была награждена Почетной грамотой главы города Коврова, в 2008 г. отмечена грамотами областного департамента образования за высокое педагогическое мастерство и создание благоприятных условий для развития личности. В этом году за активную и плодотворную работу в повышении профессионального мастерства учителей школ города отмечена грамотой информационно-методического центра г. Коврова
О реформах и учениках
- Изменились ли ваши ученики в последние годы? Какими они стали? Работать с ними легче или сложнее?
- Ученики, конечно же, изменились. Стали более свободными, раскрепощенными, их нужно не заставлять, а убеждать; стали практичными, их уважение надо заслужить. Много технически грамотных школьников, и приходится не отставать от них, изучать все новое, чтобы и здесь быть проводником и партнером. К сожалению, уровень общей культуры снижается, потому что конкурировать с нашими СМИ и Интернетом учителю очень трудно.
- Про модернизацию образования сейчас не говорит только ленивый. Кого-то реформы пугают, кто-то им искренне радуется. Что вы думаете о состоянии современной школы?
- Россия сейчас в полосе реформ, меняются все сферы общественной жизни. Основы системы образования, в которой мы существуем, были заложены еще в начале ХХ века, и, конечно, необходимо реформировать образование, хотя, возможно, вектор перемен выбран не совсем правильно. Будем надеяться, что время расставит все точки над «i».
Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Главное сейчас - научить детей учиться, чтобы они делали это на протяжении всей жизни.