Представительная международная научно-практическая конференция состоялась во Владимирском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ВФ РАНХиГС) при Президенте РФ 14 октября. Тема «Российская государственность: истоки, современность и перспективы развития» была тесно переплетена с мыслями о роли Андрея Боголюбского, 900-летие которого отмечается в этом году.
Приветствуя участников конференции, директор ВФ РАНХиГС Андрей Наумов напомнил, что именно статьей о роли Боголюбского в зарождении современной российской государственности в свое время привлекли внимание к юбилею великого князя профессор и доцент этого вуза историк Андрей Тихонов и политолог Роман Евстифеев.
В каждом докладе - Боголюбский
И хотя в этом году президент Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании 1150-летия государства Российского (то есть от «призвания варягов на Русь»), недаром же сам глава государства провел летом одно из первых крупных совещаний, посвященных юбилею, во Владимире. Московское государство, которое существует и ныне, пошло непосредственно все-таки из Владимира. Ну а «виновником» решительного переноса центра России с юго-запада на северо-восток был он, Боголюбский.
О необходимости осознания этого факта для нас, сегодняшних, вновь сказал на конференции Роман Евстифеев,который на пленарном заседании выступил с докладом «Истоки российской государственности: северо-восточный вариант». Впрочем, на пленарном заседании почти во всех докладах была затронута личность Боголюбского. Доктор исторических наук, профессор Валентин Михеев (РАНХиГС) с концептуальным докладом «Российская государственность в контексте социально-политической мысли» также не обошел роли князя Андрея.
Другой столичный профессор-политолог из Московского государственного педагогического университета Николай Асонов, анализируя развитие славянско-православного государства (бери шире ‑ цивилизации), также сделал вывод о важной роли главного героя конференции в докладе «Истоки и сущность государственной идеологии Андрея Боголюбского». Асонов отвергает трактовку, представляющую Боголюбского сепаратистом. Наоборот, прозорливый князь стремился к объединению Руси, поняв, что Киев ее центром стать уже не сможет. Николай Асонов позволил себе размышление в духе альтернативного взгляда на историю: если бы Всеволод Большое Гнездо продолжал политику старшего брата Андрея Боголюбского, возможно, столицей нашей страны был бы сегодня Владимир.
Меньше пафоса, зато много занимательных фактов даже для не шибко ученого слушателя содержал доклад нижегородского профессора, доктора исторических наук Андрея Кузнецова с интригующим заглавием «Спорные факты биографии Андрея Боголюбского». К числу спорных фактов относится и год рождения князя - 1111-й. (Впрочем, условность этой даты всегда была ясна даже горячим сторонникам 900-летнего юбилея.)
Если сравнивать летописные сведения, вышло бы, что отцу Андрея Юрию Долгорукому должно было быть не более 12 лет в тот год. Но сомнения вызывает и год рождения самого Юрия. Также к числу противоречивых сведений об Андрее относятся данные о его женах: ничего точно нельзя сказать ни об их национальности, ни даже об их числе. Много спорного и в описаниях убийства Боголюбского. По одним сведениям, ему отрубили левую руку (исследование останков показало, что она была «порублена»). Однако в летописях можно встретить сообщения и миниатюру, где у князя отрублена правая рука. Скорее всего, это домысел позднейших летописцев, стремившихся усилить тяжесть преступления: ведь, по преданию, Боголюбский молился в момент покушения, крестясь, естественно, правой рукой. Совсем уже загадочно упоминание некоего «сынка» князя Андрея, посаженного в Новгород. И это при общепринятой версии, что у Андрея после его гибели сыновей не осталось. Кто этот «сынок»? Незаконнорожденный сын? Почему такое пренебрежительное слово «сынок» использовал летописец? Ответы пока не ясны.
С улыбкой извинившись за подвергнутый сомнению юбилей князя Андрея, его тезка профессор Кузнецов отметил такой важный шаг Боголюбского, как основание Городца в качестве форпоста по ту сторону Волги. Это предопределило не только основание Нижнего Новгорода, но и развитие Русского государства на восток.
А что завтра?
Кроме пленарного состоялись и заседания трех секций. Пресыщенных историей на пленарном заседании привлекла секция о перспективах российского государства, которую вел Роман Евстифеев.
Здесь выступил и зарубежный участник: директор Центра изучения современности, кандидат физико-математических наук Павел Крупкин общался с коллегами прямо из Парижа с помощью чудес современной компьютерной коммуникации.
Он на основе математических моделей весьма успешно и убедительно анализирует состояние государства. Его вывод - Россия при сохранении нынешних тенденций напоминает «аграрное общество», где низы зачастую не видят способов для выражения своих взглядов.
Однако до этого Крупкин из Парижа и все участники секции во Владимире послушали доклад гендиректора «Среднерусского консалтингового центра», социолога и политолога Дмитрия Петросяна «Российские социальные институты и перспективы их адаптации к современным глобальным вызовам».
Интересно, что оба ученых высказали конкретные рекомендации, как избежать печальных перспектив.
Реальные дела
Украшением конференции стала презентация книги «Андрей Боголюбский» Николая Воронина, изданной недавно по инициативе ВФ РАНХиГС.
Тезисы докладов организаторы конференции также обещали выпустить отдельной книгой.
Сквозная тема связи времен отмечена была и своеобразной акцией. Участники конференции приняли обращение к областным, другим государственным муниципальным органам власти, к ученым и общественности.
В нем идет речь о том, что в юбилейные для всей российской государственности годы участники конференции требуют от властей всех уровней не допустить беззакония и проявлений беспамятства и кощунства в отношении исторических мест.
Одно из таких мест, судьбой которого озабочены ученые и общественники, является Спасский холм около одноименной церкви - место, где, по историческим данным, находился двор князя Андрея Боголюбского во Владимире. Откуда и пошла современная российская государственность.