Профессия учителя всегда была престижна и уважаема. Не случайно мы можем назвать целые педагогические династии, делом и призванием которых стал труд учителя и воспитателя. К сожалению, за последние два десятка лет педагогический корпус заметно поредел: из-за низких зарплат произошел отток энергичных и талантливых учителей - они нашли себя в других сферах и многие стали успешными. Знаю, что даже бизнесмены охотно брали бывших педагогов, ценя их личностные качества, обязательность и коммуникативность.
В 2010-2011 учебном году учителей в школах работало 9242 человека. Однако только за этот же год выбыли 1153 педагога (12,5%). Из них 292 ушли на пенсию, а 695 перешли в другие сферы.Безусловно, приятно, что сегодня усилено внимание к учителям со стороны государства. И в плане материально-технического переоборудования учебных учреждений в рамках модернизации образования, и в плане повышения материального благополучия: президент поставил задачу - довести зарплаты учителей до уровня средних зарплат в экономике.
Оно и понятно: кто же, если не учителя, будет реализовывать новые образовательные программы, осваивать компьютерные технологии, использовать на уроках интерактивные доски и исследовательские методы? И наконец, на чьи плечи ложится общение и воспитание современных детей, которые стали более раскованными и информированными и которых не интересует простое прочтение и пересказ учебника. Урокодателей дети больше не потерпят!
И все же радующие тенденции есть. В школах области увеличилась доля учителей с высшим образованием (89,9%). Кроме того, детей во Владимире, Муроме и Киржаче учат 4 доктора наук и 48 кандидатов наук. С детьми работают 24 аспиранта или соискателя научной степени. Происходит обновление кадров: наблюдается, хотя и небольшое, но сокращение числа педагогов-пенсионеров. Выросла доля учителей-мужчин в школах - 11,4%. Наблюдается тенденция к закреплению молодых кадров - увеличивается число педагогов, проработавших по 3-5 лет.
В этом году в школы области пришли 234 молодых учителя, для сравнения: в прошлом - 85. Наиболее востребованными специалистами являются учителя иностранного языка, начальных классов, русского языка и литературы, физкультуры и музыки.
Какие они, молодые учителя? Мы попросили их рассказать о наиболее ярких впечатлениях от работы с детьми. И вот что услышали.
Алексей Ксенофонтов, завуч и учитель информатики школы № 2 г. Гусь-Хрустального, стаж работы 6 лет:
- Ярких впечатлений огромное количество. В школе каждый день - особенный. Кроме преподавания своего предмета я занимаюсь с детьми организацией игр «Что? Где? Когда?». Часто происходят забавные случаи. Очень интересные ответы на вопросы дают ребята. Мы уже участвуем в турнирах - всероссийских и международных. В школе играем 8-ю командами. Когда я впервые пришел в школу, был студентом 1-го курса. Помню самый первый урок в 8-м классе, лица учеников, очень волновался тогда, но все прошло хорошо.
Юлия Баланцева, учитель иностранного языка школы № 2 г. Радужного, стаж работы 7 лет:
- У нас есть такая практика - несколько учителей организуют туры для поездки в зарубежные страны. Интересно наблюдать, как дети реагируют на общение с носителями языка, как общаются. Когда они находятся в классе, это одно. Когда общаются с другими людьми - совсем другое. У них нет боязни. Забавно видеть то, что общение происходит на минимальном уровне лексики и языке жестов. Свой первый класс помню очень хорошо - это были второклашки. До сих пор они самые любимые! Приятно наблюдать, как состав учителей молодеет. Раньше средний возраст учителя в Радужном был 48 лет, сейчас - 44 года.
Ирина Корунова, учитель географии школы № 1 г. Камешково, стаж работы 9 лет:
- Самые яркие моменты в моей работе - когда я выхожу с детьми на улицу для проведения практических занятий и маленьких научных открытий. Мне радостно, когда они удивляются и удивляют меня, находят необыкновенное в том, что кажется на первый взгляд обыкновенным. Буквально вчера ходили в лес. Думали, что все насекомые уже уснули. Однако, несмотря на холодную погоду, мы нашли огромное количество кузнечиков, жучков, паучков и муравьев. Дети были очень удивлены, что так много насекомых еще не спят, активно себя ведут, собираются кучками на зимовку. В пятом классе дети очень любознательные, почемучки, потому с ними интересно, хотя и седьмой класс тоже любит участвовать в такой работе.
Ольга Алексеева, председатель ассоциации молодых педагогов:
- Семь лет отработала в школе - учителем биологии и химии, педагогом-организатором, завучем по воспитательной работе. Яркие впечатления остались от самого первого класса, это был 10-й класс, состоявший почти из одних мальчишек-футболистов. Когда заходила в учительскую, то все учителя хором на них жаловались: мои мальчишки и стекла били, и уроки срывали. А я хорошо понимала, что они все свои «хулиганские» поступки совершают не со зла. Пыталась донести это до учителей. Вспоминаю, как ребята поздравили меня с днем рождения. Помню, вошла в класс, а там никого нет. Потом мои ученики вылезли из-под парт, где они прятались, и стали дарить цветы и подарки. В том числе подарили и мягкую подушку, чтобы я высыпалась. Мы и сейчас с ними дружим, хотя они стали взрослыми.
Любовь Куликова, учитель начальных классов школы № 39 г. Владимира, стаж работы - один месяц:
- В моем втором классе - 20 человек. С ними не заскучаешь! Они у меня каждый день придумывают что-то новое, часто жалуются и даже влюбляются. Но учатся хорошо - стараются. Приятно было, когда поздравили меня с первым Днем учителя. Дарили цветы, конфеты, обнимали...
Марина Новожилова, учитель русского языка и литературы школы № 1 о. Муром, стаж работы - 2 года:
- Огромное впечатление осталось от того, как меня впервые встретили в школе. Меня никто не представлял, но дети-пятиклассники вели себя примерно. Сначала присматривались ко мне, потом облепили и стали расспрашивать сразу обо всем. Вскоре мы с ними занялись постановкой «Красной шапочки» на современный лад. Глаза у детей горели, все хотели участвовать! Удивил один мальчик, который сейчас уже учится в 7-м классе, Леша Серкин. Он как настоящий актер сыграл волка - буквально вжился в роль. И рычал, и падал натурально, где нужно было. Сейчас готовим новую театральную постановку. Живем интересно. У нас в школе - республика мальчишек и девчонок, и каждый класс - это город республики. Конечно, мне как молодому учителю договориться с детьми легче.
Оксана Хлопкова, учитель истории и обществознания Зареченской школы Собинского района, стаж работы - 3 года:
- Висит у меня на доске карта Древнего Египта. Один мальчик в порыве твердит: «Красное море! Красное море!». Зная, что он любит выкрикивать, говорю ему, что выслушаю его попозже. Даю ему наконец слово и слышу: «В Красном море акула съела человека. Вот только я не знаю, из какой речки она выплыла...». Запомнилось, как один из учеников в контрольной работе по эпохе Петра Первого написал: «Петр Первый выпучил свои серые глаза, и после этого в России начались бунты».
Анна Копылова, учитель биологии и химии Лакинской школы № 2, стаж работы - 4 года:
- Начала работать в школе со студенческой скамьи. К своей профессии отношусь серьезно, к ученикам предъявляю жесткие требования. Из забавного: недавно, читая работу одного из своих учеников, узнала, что, оказывается, великий Карл Линней, создавший систему животных и растений и бинарную систему названий, прославился тем, что... построил мост.
Михаил Корючкин, учитель географии и химии Бавленской школы Кольчугинского района, лауреат областного конкурса «Учитель года», стаж работы - 10 лет:
- Кроме химии и географии веду еще туристический кружок. В Бавленах я не местный, поэтому был случай, когда мы с учениками пошли в поход и заблудились в лесу. Детей было около 10 человек. Долго выходили из леса, практически целый день. Когда мы, уставшие, наконец вышли на дорогу, вызвали такси. Так что пришлось добираться домой из похода на такси. После этого случая сплотились.