Выпускница кафедры журналистики ВлГУ получила Гран-при международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» «До встречи с матерью - две недели. До смерти - месяц. Но первое ей кажется намного страшнее...» Документальный фильм Юлии Панасенко, рассказывающий историю последних дней жизни молодой девушки, больной раком, был высоко оценен на фестивале в Перми. Рекордсмен мирового проката прошлого года французский кинорежиссер Томас Бальмес и его коллеги по жюри (нью-йоркский медиа-продюсер Памела Кон, сербский режиссер Горан Радованивич, кинооператор из Санкт-Петербурга Сергей Ландо и писатель Владимир Абашев) отдали главную награду - статуэтку «Большого Золотого Нанука» и 250 тысяч рублей картине «Outro».
...Этот термин в музыке означает завершение произведения, выход, знак конца. Светлой грустью, которая живет в «Outro» Юлии Панасенко, члены владимирского киноклуба «Политехник» прониклись не так давно. Весной автор лучшего документального фильма прошлого года приезжала в свой родной вуз. Юлия в свое время окончила Владимирский государственный университет по специальности «тележурналистика», а после уехала в столицу, училась во ВГИКе.Фильм получился у молодого режиссера непростой, неоднозначный в восприятии. И в то же время очень нужный. В нем показаны последние дни из жизни больной раком девушки Светланы, которая была соседкой и близким другом Юлии.
- Бесспорно, в документальном кино я должна была показать только правду жизни, - говорила на встрече в киноклубе Юлия Панасенко. - И я снимала абсолютно все, не давая Свете отсматривать материал после, иначе она бы попыталась что-то исправить, вела бы себя уже неестественно. Единственное, я могла выбирать, какие кадры потом ставить в готовый фильм, а какие нет. Когда Свете было плохо, это, можете себе представить, зрелище не для слабонервных, я даже не брала с собой камеру, тем не менее навещая ее каждый день. Злости, агонии, боли в этой картине нет. На это я не решалась. И, признаться честно, слава богу, что у меня нет такого материала. Не знаю, как бы я с этим жила...
Безусловно, самому режиссеру этот фильм дался непросто. Когда Юлия вспоминает о последних днях жизни своей подруги, у нее на глазах видны слезы. И на вопрос, почему она вообще решилась на эти съемки, режиссер ответила:
- Я пребывала в раздумьях полгода. Если бы я тогда сразу же приступила к съемкам, поверьте, фильм получился бы иным. Я изначально думала, что Света будет бороться, сможет победить болезнь... Но, увы, у нее была четвертая стадия.
К слову, сама героиня восприняла эту идею на ура. К сожалению, ей не удалось дожить до премьеры. Но ее слова о том, что не нужно бояться жить, не нужно бояться умирать, услышали тысячи людей. И для многих эта картина стала жизнеутверждающей. Благодарили автора сценария и режиссера за ту смелость, которой сегодня не хватает многим для того, чтобы показать смерть. Кто-то счел это необходимостью, ведь кто-то должен вести историю болезни целого мира...
Впрочем, мир эту картину признал. Сначала Гран-при на «АртДокФесте-2010», где был представлен 21 фильм, снятый на русском языке в разных странах - России, Украине, Германии, Дании, Британии, США и Швеции. Члены жюри - кинорежиссер Сергей Соловьев, искусствовед и куратор Иосиф Бакштейн и гендиректор телекомпании «Дождь» Наталия Синдеева - отдали предпочтение картине «Outro». Затем был «Белый слон» от кинокритиков и киноведов.
И вот теперь еще одна награда - «Большой Золотой Нанук» - стилизованное изображение эскимоса. За главные призы XI Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» боролись 19 лент из 18 стран трех континентов. Кинофестиваль проходил в Перми с 11 по 17 октября. Российский кинематограф представляли два фильма: «Outro» Юлии Панасенко и «Зимовка» Ольги Стефановой.
Вскоре после «Флаэртианы» картина Юлии Панасенко отправится на международный фестиваль документальных кинофильмов в Амстердам. Пожелаем успеха Юлии Панасенко на «документальных Каннах».