3 ноября 2011 в 01:49

Люди земли Владимирской

Днями в областной прокуратуре состоялась презентация книги «Юрий Беллевич», рассказывающей о жизненном пути и деятельности Человека, имя которого широко известно и за пределами Владимира. Под негромкие мелодии песен Булата Окуджавы, столь почитаемых Юрием Николаевичем, в зале собрались его родные ‑ супруга Надежда Васильевна, сын Андрей, младшее поколение ‑ внук и внучки, сотрудники прокуратуры, в том числе и друзья, подъехавшие из Москвы, авторский коллектив издания, журналисты.  
Открыв презентацию книги, продолжающую серию «Люди земли Владимирской», председатель Союза журналистов области Александр Карпилович передал слово прокурору области Вячеславу Чеботареву. Он отметил, что Ю.Беллевич является ярким представителем владимирской юридической школы, основателем которой стал прокурор-легенда Виктор Иванович Царев. После его университетов в 60 ‑ 80-е годы на работу в Генеральную прокуратуру СССР были переведены владимирцы В.Демин, В.Париц, В.Серов, В.Тишаев, многие из учеников В.Царева стали прокурорами различных регионов России. В Генпрокуратуре на той же должности, что и его отец, сейчас трудится сын Юрия Николаевича Андрей Беллевич.

Юрий Николаевич во Владимире
Держу в руках солидный, приятно оттягивающий руку том. Жизнеописание о человеке, чье имя на титульной обложке, интересно и увлекательно. Юрий Николаевич был из тех высоких профессионалов своего дела, что составляют гордость Владимира. Я был знаком с ним, однако о многом узнал впервые.
Его отец Николай Степанович окончил юрфак того же Московского университета. В 1931 году осужден по 58-й статье как враг народа на 10 лет лишения свободы, был освобожден в 1938 году. Сохранилось несколько писем, трогательных рисунков простым карандашом (лошадка, курочка, петушок, они есть в книге), которые отец посылал маленькому Юре. Что касается самого Юрия Николаевича, то, окончив МГУ с красным дипломом, распределения на работу как сын врага народа он не получил. Есть уникальный документ ‑ письмо его матери Евгении Сергеевны Сталину с просьбой о трудоустройстве сына. Естественно, оставшееся без ответа. Лишь в 1956 году стараниями Юрия Николай Степанович был реабилитирован.
- История древнего дворянского рода Беллевичей берет начало в ХV веке и упоминается в произведениях известного польского писателя Генриха Сенкевича, - вспоминает спутница Юрия Николаевича по жизни супруга Надежда Васильевна. - Ее начал составлять он сам, после кончины дело продолжила я, подключились сыновья. В нашем доме хранится книга воспоминаний Михаила Васильевича Косаткина, в которой целая глава посвящена деду Юры, который в начале прошлого века был директором Владимирской мужской гимназии, в ней сейчас находится Дом офицеров. К настоящему времени в генеалогическом древе нашей семьи около тридцати человек, возможно, оно получит свое продолжение.
На страницах книги сказано немало теплых слов о нашем земляке. Василий Серов, исполнительный секретарь совета Генеральных прокуроров стран СНГ, близкий друг Юрия Николаевича:
- Всех нас, молодых романтиков по натуре, привлекала интересная работа и желание защищать права и интересы людей. Вспоминаю, как Юра умело расследовал исключительно сложное дело об изнасиловании и убийстве малолетней девочки в Гороховце, вызвавшее большой общественный резонанс. При этом он показал глубокое знание тактики следствия, преступник был изобличен и приговорен к высшей мере наказания.

Обвинитель
Юрий Беллевич:
убийство на Ждановской
Свидетельствует товарищ Ю.Беллевича, работавший с ним во Владимире и Москве, Валентин Демин:
- Став помощником Генерального прокурора СССР Александра Рекункова, я находил любую возможность, чтобы пригласить на работу в Москву своих друзей ‑ толковых юристов. Так помог и Юре перевестись в столицу. Когда мне хотели дать дело об убийстве майора КГБ Вячеслава Афанасьева в московском метро, я посоветовал: «Дайте поддержать обвинение Юрию Беллевичу, его расследует старший следователь по особо важным делам Володя Калиниченко».
- Дело об убийстве на Ждановской, - пишет В.Калиниченко, - заключалось в том, что рядовые сотрудники милиции, зная, что перед ними офицер КГБ, сначала ограбили его, стали избивать, потом решились на убийство. Именно от этого преступления начала разматываться длинная цепочка со многими человеческими жертвами. Когда убийцы-оборотни оказались на скамье подсудимых, Ю.Беллевич поддерживал обвинение в Верховном суде СССР. Ему было нелегко, так как в ходе расследования обострились взаимоотношения между министром МВД Н.Щелоковым и главой КГБ Ю.Андроповым. Можно было ожидать любых провокаций со стороны МВД, и во время судебного процесса Юрия Беллевича незаметно охраняли сотрудники КГБ.
Впоследствии Юрий Николаевич рассказывал, что о результатах судебного разбирательства по указанию Генерального прокурора А.Рекункова он докладывал министру Н.Щелокову. Беседа длилась до трех часов, при этом министр пытался доказать Ю.Беллевичу, как он борется с преступностью в рядах милиции. В итоге из восьми подсудимых четверых обвиняемых приговорили к смертной казни, а позднее о банде, орудовавшей в метро, был снят широко известный фильм «Убийство на Ждановской», и поныне нередко показываемый по телевидению.
Юрий Николаевич оставил после себя достойную смену. Оба его сына - юристы. Старший, Андрей Юрьевич, начав профессиональную деятельность со следственной работы, занимал должности прокурора Камешковского района, заместителя прокурора Владимирской области, несколько лет назад был переведен в Москву. Сейчас в звании государственного советника юстиции 2-го класса (соответствует воинскому чину генерал‑лейтенанта) он возглавляет тот же отдел Генеральной прокуратуры РФ, руководителем которого когда-то был его отец.
Андрей Беллевич:
- До сих пор меня волнует вопрос: а что сказал бы отец, узнав, как я поступил в той или иной ситуации? Каждое решение я подвергаю его оценке. Происходит как бы внутренний контроль. Разговор с отцом продолжается… И вот спустя пятнадцать лет после смерти папы я оказываюсь в тех же стенах, где работал он. Если взглянуть на мой профессиональный путь, получается, что я двигаюсь по отцовской орбите, которая заставляет меня вращаться в том же силовом поле. Отрадно, что юридическую династию Беллевичей продолжили мои сыновья. Старший, Евгений, начал по примеру деда со следственной практики, сейчас работает помощником Ковровского городского прокурора. Звонит, советуется, как поступить в том или ином случае. В свое время я также звонил отцу в Москву из Владимира, мог разбудить его и в два-три часа ночи...

Как бесконечна высь блистательного неба…
Когда я в семидесятых познакомился с Юрием Николаевичем Беллевичем, мы встречались с ним как в служебной обстановке ‑ на судах, так и вне работы. Энциклопедически образованный человек, побывавший во многих уголках бывшего Союза, 19 странах мира, Юрий Николаевич оказался страстным книголюбом (его библиотека насчитывает до четырех тысяч томов), тут наши интересы во многом совпадали.
Обычно в выходные дни он посещал книжный магазин Владимира на проспекте Ленина. Наши разговоры с Ю.Беллевичем часто начинались там, иногда, продолжая беседовать, шли домой. Отмечу, что несколько дефицитных изданий я приобрел именно с его помощью. Помнится, вышла книга Юргена Торвальда «Сто лет криминалистики». В ней содержалась информация о судебной медицине, мировой криминалистике. Достать ее оказалось почти невозможно. Юрий Николаевич, узнав о моих тщетных поисках, достал и подарил мне этот раритет, как и книгу воспоминаний Жоржа Сименона о писательском труде «Я диктую».
Свидетельствует Надежда Васильевна, разделяющая любовь мужа к литературе:
- Мы вели каталог нашей домашней библиотеки, куда записывали вновь приобретенную книгу, отмечая каждую печатью ‑ экслибрисом. Журнальные публикации переплетались и шли под своими номерами. В поэтических сборниках Юрий Николаевич оставлял аккуратные едва заметные пометки возле особо понравившихся строчек. Вот несколько любимых: «Как бесконечна высь блистательного неба…» (Николай Гнедич), «Люблю цвет радуги прозрачной…» (Дмитрий Веневитинов), «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому» (Николай Заболоцкий). Сегодня нашей библиотекой пользуются сыновья и внуки. Очевидно, переняв от дедушки любовь к чтению по наследству, они также испытывают интерес к книгам, что меня весьма радует.
Помимо книг у Ю.Беллевича были и другие увлечения. Не столь давно в помещении городского шахматного клуба состоялся турнир его памяти. На нем вспомнили, что в 1976 году крепкий перворазрядник Ю.Беллевич в сеансе одновременной игры сыграл свою главную партию с чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. В семье Юрия Николаевича как ценнейшая реликвия до сих пор хранится стенограмма этой партии ‑ А.Карпов (белые), Ю.Беллевич (черные), с автографами участников.
Книга о Юрии Николаевиче сделана добротно: в ней свыше четырехсот страниц, более двухсот фотографий и около сорока авторов. В заключение отмечу авторский коллектив издания: автора-составителя Владимира Ишутина, редактора Галину Ишутину, корректора Дмитрия Кантова и, конечно же, главных консультантов ‑ Надежду Васильевну и Андрея Юрьевича Беллевичей. Книга о выдающемся юристе Юрии Беллевиче получилась из тех, что составляют популярную серию ЖЗЛ - «Жизнь замечательных людей». Думается, она найдет своего читателя не только во Владимире, но и за его пределами, и не только у коллег по прокурорской профессии, сотрудников правоохранительных органов.

Марк Фурман, писатель
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…