Абсолютного бесплодия не бывает, утверждают специалисты, включая и участников дискуссионного клуба «КП», обсуждавших 9 ноября деликатную тему за круглым столом. Другое дело, получается, что ребенок - это роскошь, если суммировать все затраты на обследование пары, лечение и тем более ЭКО. Что делать бездетным семьям? А таких в нашей области 20%.
Это излечимоПо классификации Всемирной организации здравоохранения бесплодие - это болезнь, причем поражающая как женщин, так и мужчин. Цари своих бездетных жен ссылали в монастыри и пытались обрести наследника в союзе с новой царицей. Современные семьи при отсутствии долгожданного пополнения тоже часто распадаются, так что недуг имеет еще и социальный аспект.
Врачи отводят супружеской паре год на то, чтобы зачать первенца. Если по истечении этого срока беременность не наступает, нужно обследоваться. Затягивать не имеет смысла, так как уходит драгоценное время, а после 30 лет репродуктивные функции как женского, так и мужского организма снижаются. Еще 2-3 года врачи советуют потратить на консервативное лечение, прежде чем решиться на ЭКО.
Актуальность проблемы бесплодия растет из года в год. За последние 5 лет количество обратившихся за медицинской помощью по поводу отсутствия детей выросло в 1,4 раза. Главными причинами ухудшения здоровья нации медики называют распространение инфекций, передающихся половым путем, гормональные нарушения, аборты. Присутствует и психологический фактор (по мнению специалистов, у каждой третьей женщины). Как ни странно, довольно часто проблема бесплодия решается именно психологом, и крупные медицинские центры обязательно имеют в штате специалиста этого профиля.
Отдельная тема - генетические отклонения у будущей матери или отца. А они встречаются в среднем у 1 пары из 400. Такое «наследство» не лечится, но его можно компенсировать разными способами. При ЭКО, например, отбирают эмбрион, который не будет нести ущербного гена.
Особенно сложный и, увы, весьма распространенный случай - это иммунологическое бесплодие, обусловленное реакцией отторжения инородного материала организмом женщины по типу аллергии. Однако шанс стать матерью есть и в этом случае.
Государственная лепта
Во Владимире проблемами бесплодия занимается муниципальный Центр планирования семьи и репродукции. Там помогают выяснить причину заболевания, предлагают консервативные методы, а при наличии показаний направляют на ЭКО. Саму процедуру во Владимире не делают - будущим родителям за детьми из пробирки приходится ехать в Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.
Попытка «обмануть природу» обходится семье недешево - в 100-150 тысяч рублей. Впрочем, иногда за это платит государство.
Областной департамент здравоохранения выдает квоты на ЭКО. Их количество зависит от суммы, перечисленной в область на эти цели из федерального бюджета. В 2009 году на весь регион дали 20 квот, в 2010-м - 42, в нынешнем - 189. При этом в листе ожидания - еще около сотни женщин. А реальная потребность - вдвое больше. Так оценила масштаб проблемы заведующая Центром планирования семьи и репродукции Елена Вознесенская.
Впрочем, дождаться очереди на бесплатное ЭКО - это лишь одна из многих трудностей, с которой сталкивается пара. Оба партнера должны пройти десятки исследований и анализов и устранить препятствия к вынашиванию долгожданной беременности. Но даже в этом случае результат не гарантирован. В этом году из 30 женщин, которым была проведена процедура ЭКО, забеременели 20, а выносили малыша - только 4.
Наиболее целеустремленные семьи идут на ЭКО и второй, и третий раз. Были пары, предпринимавшие с десяток попыток. Примечательно, что повторная процедура тоже может быть оплачена из бюджета.
Зато, если все сложится удачно, у семьи есть все шансы пополниться сразу двумя малышами, так как во время процедуры женщине пересаживают сразу несколько эмбрионов, и иногда приживаются все.
Голубоглазый блондин из пробирки
Ребенок из пробирки может быть получен с использованием генетического материала супругов. Но когда такое невозможно, медики прибегают к помощи доноров, в роли которых выступают как мужчины, так и женщины. Это здоровые люди, обследованные в том числе и на инфекции, с заключением психолога и нарколога.
Родить голубоглазого блондина в такой ситуации - вполне реально. Паре, конечно, фотографию донора не покажут, но словесное описание внешности вплоть до высоты лба, разреза глаз, роста и так далее предложат.
В качестве донора могут выступить родственники или друзья супругов. Нередко пара, успешно прошедшая ЭКО, разрешает использовать один из своих эмбрионов, так как по технологии их получается несколько. Потенциальных детишек, как ни страшно это звучит, замораживают до лучших времен.
Суррогатное материнство в России разрешено. Но в правовом отношении эта сфера - сплошное белое пятно. Например, одинокая женщина или пара, состоящая в гражданском браке, сможет зарегистрировать ребенка, выношенного другой женщиной, только через суд. Судьба детей с серьезными отклонениями в здоровье в подобных случаях тоже не определена. Так что тем, кто вынужден прибегать к помощи сторонних лиц, специалисты советуют тщательнейшим образом составлять договор ‑ с привлечением юриста и нотариуса.
Этическая сторона ЭКО продолжает широко обсуждаться обществом. Среди религиозных организаций самой либеральной, как ни странно, оказалась Русская православная церковь, которая допускает искусственное оплодотворение клетками мужа. Католики выступают категорически против ЭКО. В
иудаизме и буддизме единого мнения по этому поводу не существует.
Тем не менее технологии ЭКО продолжают развиваться. Сейчас на Земле живет уже более 4 миллионов детей из пробирки. А самая старшая из них британка Луиза Браун, появившаяся на свет в 1978 году, уже сама стала мамой, причем естественным образом.