Когда въезжаешь в Аксениху Камешковского района, хозяйский догляд чувствуется сразу. Деревня не маленькая ‑ 100 дворов. Расчищенная дорога, чистота и порядок на улицах. Дом сельского старосты тут покажет любой. Добротный пятистенок, опрятный дворик, на пороге встречают хозяева ‑ Александра Петровна и Николай Иванович Казаковы в компании с ласковым спаниелем Кентом. Зовут к столу, где за чашкой чая с пирогами разговор идет о делах насущных.
- Пять лет уже прошло с тех пор, как избрали меня сельским старостой деревни Аксенцево и села Давыдово. Кажется, только вчера ‑ быстро годы промелькнули, - рассказывает Александра Петровна. ‑ Получилось, что в общественную работу погрузилась сразу, как в омут с головой. Началось с того, что я возглавила инициативную группу по вопросу газификации деревни. Это было еще в 2007-м. Удалось убедить односельчан, собрали деньги на проект газопровода и вошли в федеральную программу, по которой рассчитывали получить средства на строительство. Но грянул кризис, и в 2009-м казалось, что все хлопоты впустую ‑ так и будем газ баллонами возить. Однако удача улыбнулась. В деревне появился инвестор ‑ предприниматель, который обосновался у нас, построил офис компании по строительству мостов. Фирма оказалась солидной, они были заинтересованы в газификации, готовы оплатить. А у нас, жителей, имелась документация. Так интересы сошлись. Прокладку трубы низкого давления оплатил инвестор, а на трубу высокого давления пришлось нам еще дополнительно сложиться. Односельчане откликнулись, и так газ пришел в Аксениху. Когда есть поддержка и понимание, удается очень многое. За прошедшие годы помимо газификации удалось решить вопрос с водоснабжением, вывозом мусора, освещением. Конечно, очень большую роль играет то, что большинство жителей деревни ‑ это энергичные люди, которые имеют возможность работать и зарабатывать.- Где же работают односельчане?
- Прежде всего, рабочие места создал наш инвестор. Аксениха в относительной близости от Владимира, и многие живут в деревне, а на работу ездят в город и на свинокомплекс в поселок Лесной. У нас много дачников, которые живут здесь почти круглогодично и наравне с коренными жителями участвуют в общественных делах. По правде говоря, порой приходится дачников «воспитывать». Строительство эти состоятельные люди, как правило, затевают с размахом, а об экологии, о том, чем могут быть чреваты их преобразования, не всегда задумываются. Так, в последнее время в результате массового строительства прудов и бассейнов начали обедняться подземные воды. Совместно с администрацией района мы эти архитектурные фантазии стараемся ограничивать и удерживать в пределах разумного. Отмечу, что дачники у нас практически все вменяемые, и с ними всегда можно по-хорошему договориться. Дружная у нас деревня, и для меня как для сельского старосты ‑ это и отрада, и подспорье.
- Александра Петровна, а вы себя к коренным относите?
- Да уж не к дачникам. Хотя на селе живу относительно недавно ‑ 20 лет. Родом я из подмосковного Ногинска, по специальности медик. Если бы в молодости мне кто-то сказал, что мне предстоит жить в деревне своим хозяйством, да еще и сельским старостой быть, я бы посмеялась. Но вышло так, что в 90-е, когда в городах закрывались заводы, и не было возможности заработка, мы с мужем решили перебраться на его историческую родину ‑ во Владимирскую область. Было нам тогда по 45 лет. Возраст уже не юный, но эта кардинальная смена образа жизни стала для нас «эликсиром молодости». До сих пор благодарна супругу за это смелое решение ‑ переехать на село. Мы в своем порыве обустроить село тогда были не одиноки. Очень много городских семей переезжало в сельскую местность, и фермерское движение было на подъеме. Люди не только дома отстраивали, но и обзаводились скотиной. У нас была лошадь, корова, держали поросят, кур. Всего в Аксенихе было 100 коров ‑ деревенское стадо. Нанимали пастуха, и по утрам все мы сгоняли своих буренушек на пастбище. Всех соседей повстречаешь, все новости узнаешь. Мы эти утренние встречи «коровьими планерками» называли.
На мой взгляд, те, кому в «лихие 90-е» было немного за сорок лет, очень много для страны сделали. Можно сказать, что в трудные времена такие, как мы, своим энтузиазмом спасали село от вымирания. К сожалению, государство не почувствовало этот порыв, равнодушно к фермерскому движению отнеслось, и постепенно энтузиазм угас ‑ дети фермеров не последовали примеру родителей, предпочли карьеру в городах делать. Все тогдашние фермеры нынче на пенсии. Годы и «болячки» заставляют сбавлять обороты. У меня теперь личное подворье ‑ это куры да собака… Но поскольку задор еще есть, переключилась на общественную работу. Для меня теперь проблемы деревни ‑ это вся жизнь.
- Вероятно, у вас немало помощников, если столько серьезнейших вопросов удалось решить…
- Конечно! Без поддержки и помощи старосте не справиться. У нас замечательный актив уличкомов ‑ Любовь Юрьевна Смирнова и Любовь Григорьевна Ранцева. Очень большую помощь оказала Ольга Александровна Кучер ‑ молодая, энергичная, грамотная. По специальности она проектировщик, и в пору подготовки документации для газопровода ее советы и рекомендации были неоценимы. Да и мой муж мне серьезно помогает. Его специальность ‑ энергетик, потому его советы в коммунальных вопросах ‑ это профессиональные консультации. И морально Николай Иванович меня очень поддерживает и уважает за то, что веду общественную работу. Кстати, недавно на семейном торжестве собрались наши родственники и зашел разговор, чем наши далекие предки занимались. Тут-то и выяснилось, что, оказывается, мой прадедушка когда-то так же как и я, был сельским старостой! Получается, что общественная работа у меня в крови!