Исполнение в нашем регионе законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности пока далеко от совершенства. Судите сами: в результате прокурорских проверок в 2011 году выявлено более 750 нарушений закона, внесено более 200 представлений, в суды подано 100 исков. Об этом в интервью корреспонденту «ВВ» сообщили Владимир Стаханов, старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, и Михаил Кузнецов, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области.
- Проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности инициирована Генеральной прокуратурой РФ по поручению Президента РФ после анализа причин террористического акта, произошедшего в начале 2011 года в аэропорту «Домодедово», - рассказал Владимир Стаханов. ‑ В первую очередь проверка показала, что на объектах транспортной инфраструктуры (прежде всего железнодорожных и автобусных вокзалах) отсутствовали планы обеспечения безопасности. Повсеместно не проведены оценка уязвимости и категорирование этих объектов.
- Михаил Игоревич, для чего нужны категорирование, оценка уязвимости и план безопасности?
Михаил Кузнецов: - Начну с того, что еще в 2007 году вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в котором предусмотрен комплекс мер, направленных на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов граждан в сфере транспорта от так называемых актов незаконного вмешательства, включая террористические акты. Для достижения данных целей законодатель предусмотрел обязанность всех без исключения перевозчиков и собственников объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, портов, автомобильных дорог и т.п.) проводить категорирование, оценку уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, а также разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.
Такой план является документом, имеющим большую практическую значимость, поскольку в нем определяется система конкретных мер по обеспечению транспортной безопасности как на транспортных средствах, так и на соответствующих объектах инфраструктуры.
В начале 2011 года был принят пакет подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру категорирования и оценки уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.
В настоящий момент перевозчики (хочу обратить особое внимание, что к ним относятся и лица, осуществляющие перевозки граждан в такси) и собственники объектов транспортной инфраструктуры обязаны, во-первых, присвоить им в специально уполномоченном органе государственной власти (в сфере автомобильного транспорта ‑ Федеральное дорожное агентство) одну из четырех категорий, определяемых в зависимости от степени угрозы незаконного вмешательства, и, во-вторых, в течение 3 месяцев после получения уведомления о присвоении категории указанные лица должны провести оценку уязвимости транспортных средств и объектов. В течение 3 месяцев после получения результатов оценки уязвимости необходимо разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности.
Необходимо также разъяснить, что за несоблюдение вышеназванных требований в сфере транспортной безопасности
статьей 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2010 № 195-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности, в случае если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, а также смерть человека.
- Владимир Александрович, возвращаясь к проверкам, какие еще нарушения выявили прокуроры?
Владимир Стаханов: - Если говорить об автовокзалах, то, например, где-то не было отдельного помещения для предрейсового осмотра водителей и их отдыха, а имеющиеся не всегда соответствовали даже минимально предъявляемым к таким помещениям требованиям и стандартам. Что касается выполнения обязанностей перевозчиками, к числу распространенных нарушений следует отнести отсутствие оценки уязвимости автобусов и их категорирования. Также не были разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности, не закреплены внутри организаций-перевозчиков ответственные за это лица. Эти нарушения влекли допуск к управлению транспортными средствами лиц, которые могли представлять опасность для окружающих. При всей необходимости исполнения законом предусмотренной обязанности в некоторых случаях прокурорам приходилось отстаивать предъявленные требования и в суде...
- Приведите, пожалуйста, пример.
Владимир Стаханов: - В одном из районных автовокзалов выявлен факт наличия у одного из водителей, регулярно выходившего на маршрут, диагноза «алкоголизм». Территориальный прокурор обратился в суд с иском о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием лишить такого водителя права на управление пассажирским транспортным средством.
Следует также сказать, что в сферу проверки попали и места расположения, и порядок розничной торговли на объектах транспортной инфраструктуры. Посмотрели, чем заняты площади, прилегающие к вокзалам и автостанциям. Оказалось, что и здесь без нарушений не обошлось.
Так, Кольчугинским межрайонным прокурором установлено, что в административном здании рынка не имеется прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, помещения не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Прокурором Юрьев-Польского района в ходе проверок выявлено, что на перекрестке улиц Шибанкова и Горького в городе Юрьев-Польском расположен несанкционированный розничный рынок. Органы местного самоуправления городского поселения не принимали мер по пресечению деятельности данного рынка, самоустранились от осуществления контроля в рассматриваемой сфере.
По всем фактам нарушений закона прокурорами приняты исчерпывающие меры реагирования.
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности и транспортной безопасности прокуроры выявляли нарушения, как кому-то может показаться, не имеющие прямого отношения к предмету проверки.
Обратили внимание на факт использования в рекламных целях светового оборудования, размещенного на верхнем этаже здания гостиницы «Золотое кольцо» во Владимире. Было установлено, что на техническом этаже гостиницы находится проектор-излучатель, предназначенный для проведения шоу-программ в помещениях. Ночью он в рекламных целях на расстояние нескольких километров транслировал в воздух зеленый луч, который перемещался в различных направлениях, в том числе в сторону взлетной полосы аэродрома, расположенного неподалеку от гостиницы. Воздействие луча на сетчатку глаз пилота, особенно в режиме взлета или посадки, представляло реальную угрозу для безопасности полетов.
В итоге управляющему директору гостиницы внесено представление. Лазерный излучатель выключен, оборудование демонтировано, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Добавлю, что в настоящее время проблема незаконного использования лазерного оборудования решается на законодательном уровне.
- Владимир Александрович, все прокуроры на местах провели проверки. Полезны ли их результаты для законодателей?
Владимир Стаханов: - Безусловно. Ведь проведение таких проверок в обязательном порядке ревизует и законодательную базу, в том числе области. Так, было установлено, что в регионе отсутствовал закон, который в соответствии с федеральным законодательством у нас должен быть ‑ «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры». 29 сентября 2011 года этот закон был принят и вступил в действие.
Результаты проверок показали актуальность внесения корректив и в федеральные нормативно-правовые акты. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации в третьем чтении рассматриваются изменения и дополнения в ФЗ «О транспортной безопасности». Они предусматривают проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основании двухстороннего возмездного договора между субъектом транспортной инфраструктуры и специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности.