Так считает народный артист России, кинорежиссер, сценарист и продюсер Владимир Бортко Во Владимир режиссер-постановщик кинофильмов «Собачье сердце», «Бандитский Петербург», «Мастер и Маргарита» приехал впервые, по приглашению областной администрации. Творческая встреча прошла в областном Дворце культуры. В зале не было свободного места. Многие поклонники классики слушали режиссера стоя.
Сегодня тенденции в мире кино таковы, что режиссеры чаще играют со зрителем в прятки, старательно запутывая сюжет, придумывая различные уловки, охотно оперируя спецэффектами. Владимир Бортко из тех, кто знает точно, что он делает и для чего. И в своем единственно верном «прочтении» классики он старается убедить и зрителя.- Я начинал свою карьеру с того, что снимал «нужники», кинофильмы по заказу, - рассказывал Владимир Бортко. - Когда я предложил то, что интересно мне, услышал в ответ: ты что, с ума сошел, ему шестьдесят, ей - двадцать... Да, запреты в советское время были. Но какие были фильмы! И была удивительная возможность - снимать сразу же после окончания вуза. Я помню, как ко мне в гости прилетел режиссер из Голливуда. Он удивился моей двухкомнатной квартире, заявив, что у него огромный дом и вертолет. Но когда узнал о возможности снимать после вуза, сказал, что многое бы на нее променял. Меня сегодня приглашали преподавать в вузе, но я отказался. Отдавать за обучение на режиссуре нужно порядка десяти тысяч долларов в год. И что это будут за студенты?
Разные картины снимал Владимир Бортко. Но больше всего его знают как режиссера-постановщика сюжета классического. К примеру, он отрицал, что кинофильм «Собачье сердце» антисоветский, добавляя:
- Это не так. Я всегда любил свою родину, и мне тогда казалось, что я могу указать на существующие проблемы. Я не думал вредить, это правда. А что касается моей работы над «Тарасом Бульбой», то я вообще считаю это произведение очень патриотичным. Тарас Бульба знает, как нужно жить, как себя вести. И он убил своего сына не потому, что тот паночку полюбил, а потому, что он родину предал. Паночка олицетворяла западную культуру, в которой, безусловно, есть на что посмотреть. Но дело не в том, не в красоте. У меня есть мать, может, не красавица, но это моя мать, понимаете...
Также на творческой встрече народный артист попытался снять мистическую завесу над романом Булгакова «Мастер и Маргарита». Он назвал это не мистическим романом, но как минимум социальной сатирой.
- О чем этот роман? - задавался вопросом Владимир Бортко. - Воланд, зачем он спустился на землю? Он знает, что дважды два - четыре. А к нему приходят и говорят, что дважды два не каждый день четыре, а столько, сколько надо. Любовь - явление социальное, а на земле делают нового человека. Он решил: поеду - посмотрю. И увидел, что люди все те же, но их испортил квартирный вопрос. А потом нужно просто вчитываться в каждое слово, смотреть каждый эпизод внимательно. Ведь для многих героев все, что происходит, - это настоящее социальное испытание.
Спорить с режиссером времени у публики не было, все спешили задать свой вопрос. Кое-кто из молодых конспектировал высказывания Владимира Бортко, вероятно, чтобы блеснуть на уроках литературы. Старшее поколение чаще утвердительно кивало, когда он говорил о лучших, по его мнению, временах, увы, ушедших. Настойчивость и серьезность суждений режиссера изредка сменяли шутки:
- Когда меня спрашивают, почему я выбрал именно эту профессию, я отвечаю: когда я был в армии, то копал канал, и чем глубже я копал, тем больше думал, как бы мне никогда больше в жизни этим не заниматься.