23 ноября 2011 в 00:51

«Страна любви»

Фото: Виктории ТУРКОВОЙ.
 Так называется сборник стихов и поэм александровского поэта Владимира Коваленко, вышедший недавно во владимирском издательстве «Транзит-ИКС». Это его седьмая книга.


Прочитав на титульном листе название книги, я поймал себя на мысли: а где нашел автор эту самую Страну любви?
В книге более четырехсот стихотворений. Ищу ответ среди них. Может быть, он кроется в разделе «Семья»? Не удивлюсь, но порадуюсь, потому что знаю семью Коваленко не один десяток лет. В эти предзимние дни Володя и Роза празднуют сорокапятилетие совместной супружеской жизни. Сапфировая свадьба! И как символично: оба они геологи, поженились еще на четвертом курсе МГУ, в Александров на работу в тогда всемирно известный ВНИИСИМС (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья) приехали уже с маленьким сыном. Физик-кристаллограф Владимир Коваленко вскоре прослыл прекрасным специалистом, да к тому же еще физиком-лириком. Роза защитила диссертацию, стала кандидатом геолого-минералогических наук, да еще и второго сына родила. Предмет ее научных интересов - необыкновенный зеленый минерал жадеит. Если верить описаниям этого минерала, то он приносит любовь и удачу, помогает в принятии важных решений. А еще жадеит ‑ это камень-миротворец, избавляет от ревности, не позволяет нежным чувствам супругов пройти быстро и бесследно… Можно, конечно, с иронией отнестись к этим характеристикам жадеита, но я невольно проецирую их на семью Коваленко и убеждаюсь в точности попадания: семья у Владимира Семеновича крепкая, потому что все в ней согрето любовью…
«С патефонной пластинки голос Клавдии Шульженко лукаво подговаривал: «О любви не говори, о ней все сказано…». Но ясно было, что именно о ней, родимой, следует говорить, когда есть потребность поведать миру собственные эмоции». Цитирую строчки из авторского предисловия к книге Владимира Коваленко. Это он о своих ранних юношеских стихах. Может быть, там его Страна любви?
Он родился 19 ноября 1941 года (70 лет в минувшее воскресенье стукнуло!) и никогда не видел своего отца, сгинувшего в огне Великой Отечественной войны в самом ее начале. В предисловии к книге «Добрая память», вышедшей 15 лет назад, Владимир Коваленко так пишет о себе: «Я благодарен, что в страшном сорок первом году все-таки появился на белом свете. Что детские и школьные годы прошли в небольшом среднеазиатском городке на стыке Памира и Тянь-Шаня. Что какое-то время был я студентом Томского политехнического института, осваивал профессию токаря, работал каменщиком на уральской стройке, прошел армейскую службу в далеком Забайкалье. Что в конечном счете получил я «красный» диплом прославленного Московского университета и больше четверти века (теперь уже значительно больше. ‑ Прим. авт.) живу в небольшом городе знаменитого «Золотого кольца России».
Когда выросли дети (обоим сыновьям уже за сорок), появились внуки, наступил момент «родительской тоски». Вроде бы все сложилось чинно-благородно, а вот чего-то не хватает… В минуты таких душевных метаний не раз мы с Коваленко заводили разговор об их переезде во Владимир. Мне, конечно, этого очень хотелось: мол, и жизнь культурная в областном центре поживее, и писательское общение пошустрее. Коваленко не возражали, наоборот, были моменты, когда, казалось, вот-вот все решится с переездом. Но… Видать, Страна любви уже прочно обосновалась там, в глубинке. Ведь не случайно целую главу в своей книге избранного автор так и назвал ‑ «Глубинка».
Не стал Владимир владимирцем, зато в своей «глубинке» стал человеком почитаемым и уважаемым, точнее почетным гражданином города Александрова. За какие заслуги, спросите. Отвечу: за любовь! К людям, к делу, к «святому ремеслу поэта». В 1994 году Владимиру Семеновичу Коваленко (в числе других участников творческого коллектива) присвоили звание лауреата областной премии в области культуры, литературы и искусства за проведение Цветаевских праздников поэзии и создание литературно-художественного музея сестер Цветаевых. Летом нынешнего года Цветаевский праздник-фестиваль в Александрове прошел уже в тридцатый раз. Эти годы, насыщенные беспокойными хлопотами, борьбой с косностью и безразличием, радостью от больших и малых побед, душевными встречами со знаменитыми и не очень людьми, с любовью описал Владимир Коваленко в своей книге прозы «Люди мои добрые!», вышедшей все в том же владимирском издательстве «Транзит-ИКС» в 2006 году.
Может быть, нескромно с моей стороны выпячиваться, но есть в этой книге строчки и про мой скромный вклад: «…основные заботы и хлопоты по организации праздника, формированию его программы, информационной поддержке и многому другому выпали тогда на долю александровского журналиста Виталия Ивановича Туркова...».
А перед этими событиями, о которых пишет В.Коваленко, было нечто, что запомнится нам на всю оставшуюся жизнь: в конце 1980 года мы с Володей разыскали наконец-таки московский адрес Анастасии Ивановны Цветаевой, списались с нею и в декабре побывали у нее в гостях, получив благословение и на проведение праздников поэзии памяти ее знаменитой сестры, и на устройство мемориального музея. Когда-нибудь наша переписка с Анастасией Ивановной станет достоянием музейных экспозиций, но в тот год мы об этом не думали, а вместе радовались замечательной встрече и с энтузиазмом работали над программой первого Цветаевского праздника поэзии…
Много позже талант Владимира Коваленко прольется стихами к любимой им Марине Цветаевой, посвящениями Мандельштаму и Пастернаку, поэмами, в которых он достигнет высоты художественного обобщения и своей особенной ритмичности и музыкальности. А в те годы он изливал свою любовь к скромному уездному Александрову:
«Нашел я здесь друзей и поприще,
Доверчивость души ценя.
И что Москва?
Она ведь общая,
А этот город ‑ у меня!».
Впрочем, я опять привязываю Страну любви к определенному месту. А ведь, скорее всего, Страна любви ‑ в душе поэта. Я всегда с замиранием сердца читал стихи Владимира Коваленко, слушал их у него на кухне и в разных залах в его исполнении. Не скрою, даже слезы наворачивались, до того убедительными и эмоциональными были образы, созданные поэтом. Вот только жаль, что тиражи его книг очень маленькие, да и сами книги изданы в большинстве своем за счет автора или с помощью друзей. Такой вот он, почетный гражданин, скромный, никогда не обращался за материальной помощью ни к местным властям, удостоившим его высокого звания, ни к спонсорам-меценатам. Впрочем, как он сам говорит, каждому ‑ свое в этой жизни.



Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Пятеро жителей Владимирской области награждены медалями «За трудовые заслуги»
Медали «За трудовые заслуги» удостоены пятеро представителей промышленности Владимирской области. Соответствующий указ от 18 апреля 2024 года уже подписан губернатором Александром Авдеевым, сообщает пресс-служба правител…
10 минут назад Жители Владимира стали реже пользоваться онлайн-библиотеками, но чаще спускаться в метро  
Пассажиры московской подземки с начала года стали уделять больше времени работе, выяснили аналитики МегаФона. С января по март 2024 года число пользователей онлайн-библиотек сократилось на 18%, а офисных приложений, наоб…