Зима стучится в двери. Похолодание и символические пока снегопады - это последнее предупреждение городским властям о необходимости привести в боевую готовность дорожные службы, состояние которых горожан тревожит тем больше, чем ниже опускается столбик термометра. Владимирцы беспокоятся небезосновательно.
Город к зиме не готов
По правилам благоустройства и содержания территории муниципального образования г. Владимир, утвержденным горсоветом в 2009 году, зимняя уборка улиц начинается с 1 ноября. Между тем глава города Сергей Сахаров на прошлой неделе заверил журналистов: «Буквально на днях был проведен аукцион на приобретение новой снегоуборочной техники. После заключения муниципального контракта она выйдет на улицы города. Это произойдет не позднее 21-23 ноября». А чем до сих пор чистили улицы?
«С 8 ноября весь личный состав и снегоуборочная техника «Центра управления городскими дорогами» находятся в режиме круглосуточного дежурства», - цитирует директора МКУ «Центр управления городскими дорогами» Владимира Новожилова официальный сайт городской администрации.
А была ли техника? Журналисты «Комсомольской правды» 17 ноября отправились в рейд по городу на поиски уборочных машин. Обнаружили всего одну и констатировали, что улицы не чищены: ни проезжая часть, ни тротуары. Даже ГИБДД на прошлой неделе была вынуждена призвать отцов города к порядку, внеся представление с требованием убрать снег на главных городских магистралях.
Удивляться в этой ситуации стоит лишь одному обстоятельству: откуда эта единственная машина взялась? Дело в том, что муниципальных контрактов на поставку техники в собственность ли, в аренду на тот момент не было...
Сэкономить пока не удалось...
Нет, это отнюдь не комбайн опальной «Мехколонны». Ее парк стоит на приколе с 1 ноября. С этой даты компания приостановила исполнение муниципального контракта из-за того, что город задолжал ей, по ее подсчетам, 194 миллиона рублей. Дата прекращения работ была выбрана, как представляется, не случайно. Во-первых, зимняя уборка дороже летней, а во-вторых, удачный момент, чтобы подчеркнуть беспомощность оппонентов.
Между тем, планируется, что сегодня, 23 ноября, судьба муниципального контракта с «Мехколонной» будет решаться в апелляционной инстанции. Если он «устоит», компания готова вернуться к работе. Технику и коллектив из 700 человек фирме, несмотря на финансовые трудности, сохранить удалось.
Впрочем, при любом решении суда «Мехколонна» будет требовать оплаты городом выполненных работ. Ведь уборка производилась. Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о том, что рано или поздно администрации областного центра все же придется заплатить «Мехколонне» те самые 194 миллиона рублей без учета процентов.
Здесь не лишним будет вспомнить, из-за чего попала в опалу эта компания. Главный мотив был политический. «Единая Россия» в преддверии мартовских выборов в горсовет разыграла карту «спрута» - сети аффилированных фирм, работавших в ЖКХ города.
Новая администрация обещала покончить с чересчур прожорливым «головоногим», расторгнув контракт на 1,3 миллиарда рублей на уборку улиц (в соседних областях те же услуги стоили в 2-3 раза дешевле). Избавление от коммунального монстра и одной из его голов - ООО «Мехколонна», по словам бывшего начальника управления ЖКХ Павла Жданова, должно было экономить 52 миллиона бюджетных средств ежегодно.
Но вот она зима, бывший вице-мэр уехал на повышение, а МКУ «Центр управления городскими дорогами» только еще обзаводится техникой, которая уже месяц как должна была активно работать. На аренду до конца года и приобретение машин в лизинг город собирается потратить, судя по конкурсной документации, около 100 миллионов рублей. Это, заметим, только машины без водителей. Так что зарплата с начислениями - это отдельная строка. Дополнительно придется платить за ГСМ. Еще нужны песко-соляные смеси. Кроме того, технику надо где-то содержать и обслуживать. Для сравнения, месяц зимней уборки (на примере марта) «Мехколонной» обходился городу в сумму около 60 миллионов рублей. Так что экономия получается сомнительная, особенно если учесть, что траты эти производятся в то время, как действует не утративший силу муниципальный контракт. И если город все-таки обяжут заплатить официальному подрядчику, получится, что владимирские налогоплательщики платили за одно и то же дважды, что вызывает резонный вопрос о законности происходящего.
Мы наш, мы новый...
Для пешехода и автомобилиста этот вопрос не главный, конечно. Но с правовой точки зрения непонятного тут много. Например, 1 сентября на улицы Владимира «Центром управления городскими дорогами» были выведены раскрашенные под божьих коровок машины. И все бы ничего, но случилось это еще до проведения торгов на покупку или аренду техники. Контракт на аренду этих автомобилей был заключен по результатам запроса котировок только 21 сентября. Поставщик - некое ООО «АвтоТранс».
Еще один малопонятный аспект. С момента создания МКУ квартирует по адресу: пос. РТС, дом 1, хотя соответствующего муниципального контракта в реестре нет. Значит, владелец объекта вот уже несколько месяцев бесплатно предоставляет «Центру управления дорогами» 10 тысяч квадратных метров земли, оборудование для заправки транспорта и хранения топлива, автомойку, ремонтные боксы и офисные помещения? Аукцион пытались провести в сентябре, но он не состоялся, так как, по мнению одного из претендентов, конкурсные условия были сформулированы под конкретную базу, а именно ту самую, которая на тот момент уже использовалась МКУ. Жалоба была удовлетворена Управлением ФАС.
Что заставляет предпринимателей, главная цель любого из которых по закону жанра - получение прибыли, помогать новой мэрии? В бескорыстность их почему-то верится слабо. Не пахнет ли вся эта история новым спрутом?