Такой замысловатый путь можно было проследить в ходе одного заседания Законодательного Собрания: 30 ноября после серии важных согласованных решений депутатское большинство вдруг проголосовало за проект закона, заведомо обреченный на вето губернатора.
Главное - бюджетНачалось все в целом конструктивно. Правда, при обсуждении повестки не было принято предложение фракции КПРФ о том, чтобы депутат Владимирского горсовета Артем Маркин выступил о ситуации с историческим Спасским холмом во Владимире, попавшем в частные руки. Расклад голосов (13 - «за» разрешение выступить, 13 - «против», 1 ‑ «воздержался») показал, что при 27 присутствовавших не хватило совсем чуть-чуть. Тогда же внезапно и был внесен в повестку вопрос о законе, который «выстрелил» под конец.
Но разумный компромисс поначалу был очевиден. Главное, депутаты приняли Закон «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и об основных характеристиках областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» ‑ лишь при одном голосе «против».
Основные параметры бюджета - доходы и расходы, допустимый уровень госдолга, суммы субсидий муниципалитетам - это и есть предмет первого чтения. Доходы утверждены в 35 миллиардов рублей, расходы ‑ более чем в 38 миллиардов. К вице-губернатору Вячеславу Кузину был обращен ряд въедливых вопросов депутатов, прежде всего о причинах дефицита в 3,6 миллиарда рублей. Однако большинство парламентариев согласились с тем, что дефицит вызван необходимостью выполнять все взятые властью социальные обязательства. Этот довод привел председатель бюжетного комитета Максим Васенин. А обязательств таких во Владимирской области больше, чем во многих других регионах.
Расходы на образование в 2012 году составят более 8 миллиардов рублей, на здравоохранение запланировано более 9 миллиардов рублей, на социальную политику 8,7 миллиарда рублей.
Также был одобрен проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. На 2012 год объем доходов и расходов планируется в сумме 7924 млн рублей.
Результаты согласия
Но еще до этого была рассмотрено несколько законов, которые губернатор вернул без подписания.
И тоже найдены взаимоприемлемые решения. Например, по поводу важного закона «О Счетной палате Владимирской области» депутаты приняли решение согласиться с поправкой губернатора о том, что он также имеет право внесения кандидатур на должности заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты.
Затем председатель аграрного комитета Александр Горшков предложил принять закон «Об установлении цены земли при продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, на территории Владимирской области» в формулировке, выработанной согласительной комиссией.
Но и это еще не все! Единогласно депутаты приняли изменения в Закон «Об административных правонарушениях во Владимирской области», и опять-таки в формулировке согласительной комиссии. Теперь рассмотрение дел об административных правонарушениях за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка возложено на мировых судей.
Председатель ЗС Владимир Киселев порадовался нарастающему итогу: еще не бывало, что сразу три спорных закона приняты на одном заседании по итогам согласований между депутатами и представителями администрации области.
Еще по нескольким законопроектам было решено создать согласительные комиссии.
Законопроект
или политическая акция?
Так все и шло своим чередом, был принят еще ряд важных законов. И вот к концу, когда камеры телеканалов уже переместились из зала в ожидании итоговых комментариев спикера, произошло следующее: внесение и принятие законопроекта «О внесении изменений в Закон «О здравоохранении во Владимирской области», по меньшей мере странного, явно рассчитанного на правовой конфликт. Он был внесен в повестку дня зампредом комитета Юлией Арсениной и горячо поддержан спикером и всеми выступавшими депутатами фракции «Единая Россия». Правда, вторая часть заседания проходила, когда на заседании было всего 26 депутатов (еще бы один ушел - конец бы кворуму, хоть закрывай заседание), а 4 единоросса проголосовали заранее и заочно, в том числе и за проект, внесенный дополнительно.
Суть изменений в том, что кандидатуры на должности главных врачей всех госучреждений здравоохранения области могут вносить не только губернатор, но и органы местного самоуправления, и депутаты Законодательного Собрания.
А весь «пафос» этой идеи становится ясен, если вспомнить, что со следующего года ВСЕ муниципальные учреждения здравоохранения переходят в ведение областной администрации. То есть запланировано явное вторжение ЗС в деятельность исполнительной власти, нарушение принципа разделения властей. И это немедленно заметят и прокуратура, и суд. Об этом предупреждали на заседании депутаты фракции КПРФ Анатолий Бобров, Александр Синягин и Валерий Петряев. В том же ключе высказался и представитель губернатора в ЗС, госсекретарь Александр Леонтьев.
Интересно, что поводом для внесения такого проекта стало недовольство депутатов-единороссов работой областной клинической больницы. Но на этом основании принимать беспрецедентный закон, вводя общую норму для всех госучреждений здравоохранения! Что это, как не политическая акция? Неужели не осталось других форм выражения мнения депутатов, чем нежизнеспособный областной закон?
Причем Владимир Киселев сам признал, что «этот закон не имеет аналогов в других регионах». Но почему-то уверен, что он не противоречит федеральной нормативно-правовой базе. Знает ли он о дальнейшей судьбе законопроекта: губернатор его не подпишет, а затем, если вето удастся преодолеть, подаст в суд?