6 декабря 2011 в 01:04

Впечатления от хождения по участкам

Фото: автора.
Мне очень не повезло с председателями избирательных комиссий тех четырех участков, ситуацию на которых я мониторила по редакционному заданию.  
По моему убеждению, чистота избирательного процесса на местах, и вообще все, что происходит в участковой комиссии, зависит, прежде всего, от позиции человека, ее возглавляющего. И в то время, когда в других местах УИКи не только давали журналистам хлеб насущный, но и щедро мазали его маслом, я оставалась на голодном информационном пайке. На турбазе «Ладога» разворачивались настоящие боевые действия, по всему городу отлавливали целый караван автобусов с ивановскими студентами, в массовом порядке возжелавшими вдруг проголосовать в нашем древнем городе, а на моих участках голосование шло до зевоты цивилизованно.
- Есть ли какие-то замечания по выборам, были ли эксцессы? - просительно заглядывала я в глаза наблюдателям от оппозиционных партий.
Те в ответ лишь сочувственно разводили руками. Мол, ничем не можем помочь.
Из мелких неприятностей набралось быстро купированное буйство нетрезвых граждан, попытка одного торопыги, опаздывавшего на работу, проголосовать до открытия избирательного участка да еще неудачная попытка одного неопознанного объекта «наехать» у входа на избирательный участок на вашу покорную слугу. Существо это завело речь о том, что тем, кто проявляет излишнее любопытство, выспрашивает, фотографирует, нужно опасаться повторения истории с «Голосом», членов которого гоняли на прошлых выборах дубинками. «Вот оно!» - обрадовалась я. И стала с проснувшимся энтузиазмом наступать на говорившего:
- Кто гонял, где и когда, поконкретнее? Вы были свидетелем или участником? Вы мне угрожаете? Как вас зовут? Где работаете?
Но тут меня ожидало полное разочарование. Субъект, так и не представившись, на глазах как-то весь завял и затем аннигилировался без остатка. Я не успела даже нажаловаться наблюдателям.
Две пожилые дамы, просившие не называть их имена и сказавшие, что голосовали за стабильность, самым главным нарушением избирательного цикла назвали «черный пиар» агитационной кампании.
Если какие проблемы и возникали, то связаны они были с выездным голосованием. Вызовов на дом в этом году было много. С «моих» участков все бригады уезжали укомплектованные в обязательном порядке наблюдателями и от партии власти, и от оппозиции - дабы избежать ненужных разговоров. Но полностью конфликтов избежать не удалось. Одна тетушка, например, возмущалась, почему к ее больному отцу так и не приехала бригада с участка. Оказалось, что представители УИК по названному адресу все же были и там никого не нашли. Выяснилось, что дедушка проживает совсем в другом месте, и даже в другом районе - не там, где прописан и куда вызывали переносную урну. Тетушка обещала пожаловаться в инстанции. Ее право.
По другому адресу оказалось, что избирательница, к которой приехала выездная бригада, умерла еще в марте. Кто и зачем вызывал для нее членов избирательной комиссии ‑ неясно, как непонятно, почему в списках избирателей числятся «мертвые души». Постоянно работавшие на выезде люди сталкивались с тем, что им не сообщали кодов подъездов, приходилось выяснять нужную информацию на местах, теряя время. К тому же контакты с аборигенами не всегда проходили в теплой и дружественной атмосфере. Был случай, когда подогретые алкоголем молодые люди пытались учинить драку с бригадой УИК. Из-за резкого увеличения числа пожелавших голосовать на дому в участковых комиссиях не хватало ни машин, ни людей для организации этого процесса посменно.
На одном из участков две бригады отправились по вызовам в 10.00, а вернулись ровно в 20.00. Зайдя на этот участок перед закрытием, я обнаружила совершенно ошалевшую от ужаса председательницу. На вопрос, все ли в порядке, она сдавленно прошептала: «Не все, они не вернулись». Обе бригады прибыли на базу практически перед закрытием участка. У девчонок тканевые сапоги были насквозь мокрыми до колен. Расспросить их путью не удалось, так как на все вопросы они отвечали «очень хотим есть».
Серьезных же нарушений мне лично обнаружить не удалось. Не увидели их и оппозиционные наблюдатели от СР, КПРФ (на участках № 455, 456, 457) и от КПРФ и ЛДПР (на участке № 431). Хотя в прессе есть упоминания о том, что автобус с «карусельщиками» видели в районе «Точмаша», т.е. достаточно близко к данным участкам.
Геннадий Семенович Щепилов, голосовавший в ДК «Точмаш», в былые годы и сам участвовал в организации выборов: 20 лет он возглавлял участковую избирательную комиссию.
- При том, как организовано голосование на моем участке, я не вижу возможностей для фальсификаций. А вот создание временных участков, на мой взгляд, очень спорно с точки зрения законности и прозрачности избирательному процессу не добавляет.
У ДК молодежи две студентки ВлГУ Ксения и Анастасия проводили экзит-пул для Фонда «Общественное мнение». По их наблюдениям, из тех избирателей, кто не скрывал своих партийных предпочтений, большая часть голосовала за ЕР. Впрочем, очень много людей отдавали свой голос любой партии, лишь бы насолить медведям. И почти треть избирателей вообще предпочла отмолчаться. Студентки обратили внимание и на повышенный эмоциональный градус многих опрашиваемых, но этот боевой настрой не переходил в выяснение отношений силовыми методами. Но на всякий случай студенток страховали курсанты ВЮИ, на некоторых участках выполнявшие роль дружинников.
Что касается явки, то рекордной она не стала. Хотя активность избирателей была чуть выше, чем на муниципальных выборах. Ожидаемого всплеска интереса к выборам не случилось.
Кстати, еще в полдень довольно точный прогноз мне дал пенсионер Александр Александрович, устроившийся торговать травяными сборами на подходе к бывшему ДК «Точмаш». Он оценил явку как обычную.
К концу выборного дня на «моих» участках явка колебалась от 45% до 50%. При этом рост активности молодежи разглядели только в ДК ее же имени. И то активность проявилась лишь к вечеру, а в обед там сетовали на плохую демографию района. На остальных участках людей моложе 1980 года рождения было около 10%.
Получается, что вся оппозиционная каша, что бурлила по интернетам, так и не выплеснулась в оф-лайн. Кибер-герои так и не сумели развертуализироваться и проголосовать не понарошку, а по-настоящему.
А я осталась без сенсаций. Хотя именно таким вот образом - в меру скучно и без эксцессов - и должны проходить цивилизованные выборы.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:20 10 фактов незаконной охоты выявили инспекторы во Владимирской области
Речь идет о первом полугодии 2024 года, уточнили в Госохотинспекции Владимирской области. Всего проведен 861 рейд. Нарушения были выявлены различного характера.
сегодня в 18:52 Служба занятости Владимирской области подвела итоги регионального этапа III Всероссийского конкурса профмастерства
Гусь-Хрустальный филиал кадрового центра «Работа России» стал победителем в двух номинациях.