Одной из самых востребованных социальных услуг являются жилищные субсидии. В этом году в нашей области их получали 59 тысяч семей - на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Для сравнения: в прошлом году этой льготой воспользовались 56 тысяч семей. Средняя величина субсидии в месяц увеличилась на 255 рублей и составляет 1564 рубля. Право на субсидию имеют семьи или одиноко проживающие граждане, если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22% совокупного дохода семьи за месяц.В разных районах области доля получающих жилищные субсидии жителей разнится. Это зависит от многих объективных факторов: уровня благосостояния, тарифов на коммунальные услуги, возможности трудоустроиться. И, безусловно, от информированности населения о своих правах. Сегодня субсидии выдают и назначают в отделах при муниципальных образованиях. С нового года этим опять будут заниматься отделы соцзащиты.
На очередном заседании коллегии департамента соцзащиты был рассмотрен опыт работы двух территорий. В Селивановском районе процент населения, получающего жилищные субсидии, достаточно высок - 19%. В Александровском, наоборот, один из самых низких показателей ‑ компенсации получают всего 6% жителей.
Жители Селивановского района получают услуги в хороших условиях. Клиентская служба располагается в просторном помещении, находящемся в пяти минутах от автобусной остановки. Здесь все сделано для удобства посетителей. Тепло, светло, уютно, вход оборудован пандусом, внутри ‑ мягкие стулья и скамейки, чтоб никто не стоял. Кстати, и об очередях здесь позаботились ‑ чтобы люди не дожидались приема больше 30 минут. Хотя многие пенсионеры и не против посидеть подольше, обсудить новости, почитать информацию на стендах или на табло в терминале.
- Ежедневно инспекторы принимают по 50-60 человек, из них примерно 15% - федеральные льготники, - рассказывает руководитель территориального отдела соцзащиты по Селивановскому району Евгения Аликебедова. ‑ Решение о назначении льгот и выплат принимаем в течение 10 дней. Стараемся брать у людей документы сразу, недостающие запрашиваем у различных служб. Для быстрого оформления льгот заранее выдаем посетителям памятки с перечнями нужных документов. Деньги адресно поступают через 15 почтовых отделений и филиалы банков.
Кроме того, каждый месяц специалисты службы выезжают в отдаленные населенные пункты, чтобы рассказать о правах сельским жителям. Выяснилось, что когда руководитель отдела соцзащиты в очередной раз выступила на депутатском часе, то ей за работу клиентской службы объявили благодарность. Одним словом, взаимодействие и взаимопонимание с властью есть. Впрочем, как и с местной общественной организацией ВОИ и ее председателем Таисией Ильиничной Лепшиной.
- Работа в районе организована на достаточно хорошем уровне, - подытожила директор департамента соцзащиты Любовь Кукушкина. ‑ Клиентская служба действует так, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Ваш опыт нужно направить для распространения в другие территории.
- У нас в районе мы ежедневно принимаем примерно по 100 человек, - сообщила начальник территориального отдела соцзащиты по Вязниковскому району Любовь Сенькина. ‑ Стараемся, чтобы люди в очереди больше 20 минут не ждали. При большом наплыве подключаем еще двух сотрудников. К тому же сегодня у нас уже можно получать некоторые услуги, связанные, к примеру, с переоформлением или консультацией, в электронном виде.
Недавно в Вязниках приобрели автомобиль со специальным подъемником для инвалидов, а скоро электронный подъемник на верхние этажи в виде робота, крепящегося к стене, появится и в здании клиентской службы.
Так что и в Селивановском районе, и в Вязниковском с нового года люди без проблем смогут обращаться за назначением жилищных субсидий в клиентские службы.
А что же в Александровском районе? Из 45515 семей, живущих здесь, за субсидиями в этом году обратились только 7161. И лишь 2612 были назначены законные выплаты. То есть помощь получают около 6% семей.
- Жители района информированы о своих правах, - говорит заведующая отделом предоставления жилищных субсидий Елена Панкова. ‑ И выездные приемы мы практикуем. Причин того, что все меньше семей получают выплаты, несколько. Это и близость к Москве ‑ многие ездят в столицу на работу, и то, что многие сельские населенные пункты за последние два года газифицировали, что привело к уменьшению размера платы за услуги ЖКХ. К тому же и материальное благосостояние людей улучшилось: среднемесячный доход жителя района составляет около 17 тысяч рублей. А субсидии полагается выплачивать одиноко проживающим с доходом в 11 тысяч рублей.
Причины коллегия признала объективными. Однако были сделаны замечания по организации работы с клиентами. В частности, в помещении для приема людей нет перегородок и нет возможности соблюдать закон о защите персональных данных. Поневоле можно стать свидетелем обстоятельств жизни земляков, живущих по соседству: у кого сын не работает, кто с мужем развелся и тому подобное. В целом же средства, выделяемые на выплату компенсаций, в Александровском районе осваиваются.
Кстати, больше всего жилищные субсидии по-прежнему получают семьи Юрьев-Польского района ‑ 30%, г. Гусь-Хрустального ‑ 27%. Меньше всего в Муромском (2,5%), Александровском (6%) и Гусь-Хрустальном (6,5%) районах.