21 декабря 2011 в 01:20

В борьбе с законом ветераны бессильны

Фото: автора.
Чтобы по российским законам быть признанным нуждающимся в жилье, нужно либо никакого жилья не иметь, либо иметь квадратных метров меньше установленного местными властями минимума. Ни в какую другую сторону закон не работает.  
Всю свою жизнь Василий Курганов рассчитывал только на себя. С тех пор как в 1943 году был призван на фронт, как был ранен на исторически известном своими ожесточенными боями вплоть до дня Победы Курляндском выступе. Чудом оставшемуся в живых 19-летнему сержанту теперь 85.
Василий Иванович никого и ни о чем не просит. Он все делает сам - латает дыры после отваливающейся штукатурки, белит стены, когда постоянно протекающая крыша (которую почему-то никто так и не ремонтирует) дает о себе знать желтыми разводами на потолке. Его квадратные метры не позволяют органам социальной защиты населения принять у ветерана заявление на улучшение жилищных условий.
Но ведь улучшение - это не только большая площадь. Маленькая деревянная лестница, ведущая на второй этаж в квартиру Кургановых, дышит на ладан. Идешь по ней и озираешься, за что хвататься, если она внезапно развалится под тобой. А ведь ветерану 85.
В четырехквартирном подъезде не установлен домофон, нет и кодовой двери тоже. Соседи не соглашаются - на четверых дорого получается. По ночам этот дом на улице Бобкова, 5, - пристанище бомжей.
- Они не только ночуют прямо у нас под дверью, но и пьют, безобразничают, - вздыхает Василий Иванович. - Мы боимся, подожгут нас в одну ночь и все.
Василий Иванович достает бережно упакованные медали и ордена. Трогает, гладит и вспоминает. Вот звезда фронтовика, вот медаль Жукова...
Сразу на глаза ветерана наворачиваются слезы, вспоминаются дни, месяцы, годы, проведенные на фронте. Как спали по 7 часов на двоих. Как ели одну только ячменную кашу. Как шли по 60 км в день. Вспоминает и веселую эстонскую бабку, которая весь батальон накормила свойским хлебом с маслом и молоком, вытащенным из колодца.
Вспоминает Василий Иванович и первое свое лето на фронтовом Карельском перешейке. Он рассказывает, и глаза его снова по-юношески блестят. Как будто он вновь, пусть на время, становится 18-летним артиллеристом гвардейской дивизии, и его вновь учат штурмовать укрепленные полосы «противника», он опять форсирует вместе с однополчанами реку Сестру, прорывает первую полосу обороны. Для Василия Курганова война началась с Выборгской наступательной операции.
- Но страшны были нападения не столько фашистов, сколько комаров. Эти схватки тоже были кровопролитными, - улыбается Василий Иванович. - На ночь давали 7 часов на двоих. И вот 3,5 часа проспим как убитые, встаем полностью облепленные комарами, утремся ими и снова в бой.
А на щеках ветерана уже и румянец появляется от воспоминаний. Вот он уже зимой 1945 года вместе с однополчанами отправляется на Курляндский выступ, названный потом «загоном» и «котлом», потому как оставался под оккупацией германских войск, хоть и зажатым двумя советскими фронтами, вплоть до Дня Победы.
Именно этот кусочек земли так и не удалось очистить от немцев, хотя и велись ожесточенные бои с целью ликвидации «котла», но продвинуть линию фронта удалось лишь на несколько километров вглубь. Боевые действия прекратились уже после капитуляции Берлина.
В этих боях принимал участие и наш земляк Василий Курганов.
- Помню, как мы после бессонной ночи, промерзшие все зашли в немецкий блиндаж, - рассказывает Василий Иванович. - Ух, как там здорово. 4 койки, амбразура и натоплено так, что нас немедленно в сон потянуло. Только усилием воли мы заставили себя выйти обратно на мороз.
Ветеран вспоминает, как убитыми его однополчане падали буквально каждую минуту, как к третьему дню наступления осталось лишь 70 человек.
- Нам оставалось продержаться совсем чуть-чуть, - говорит Василий Иванович. - Только пройти низину, подняться к лесу, дойти до шоссейной дороги и закрепиться там. И задача была бы выполнена. Но немец встретил нас таким минометным огнем, что пройти не смог никто.
19-летнего сержанта ранило в грудь и ногу, осколок прошел до самой кости. Тут и немцы на танках подъехали, одних забирают в плен, других добивают.
- Ко мне подходят, смотрят кровищи много и бросают умирать.
Только такое равнодушие немцев и спасло молодому солдату жизнь. Василий Иванович рассказывает, а глаза у него блестят от навернувшихся слез.
Пролечившийся в госпитале сержант Василий Курганов вновь вернулся на Курляндский выступ. И только утром 10 мая, снова идя на очередной бой, он видит повсюду белые флаги.
- Так мы и узнали о поражении фашистов, - рассказывает Василий Иванович. - Немцы навстречу идут, их никто не сопровождает, лишь регулировщик путь указывает. Мы честь друг другу отдаем и расходимся, как будто и не стреляли друг в друга еще пару недель назад.
Закончив рассказывать, ветеран так же бережно складывает свои боевые награды. Вернулся в родные края Василий Курганов только в 1950 году. Работал на заводе, долгое время жил в общежитии. И сам, честным трудом, заработал себе квартиру.
- Я и не требую субсидию. Я прошу только эту квартиру поменять на более благоустроенную.
Даже когда была жива жена Василия Ивановича, метры были немного «в излишке», а с тех пор как в сентябре ветеран похоронил свою супругу, совсем отчаялся выбраться из этой квартиры. Увы, к ветхому фонду этот дом тоже причислен не был.
- Закон есть закон. И других вариантов предоставления жилья ветеранам и даже инвалидам войны нет, - говорит Любовь Пугина, специалист 1 категории управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владимира. - Раз метраж квартиры Кургановых в расчете на человека больше установленной нормы, мы не можем ставить этого ветерана в очередь. Нет основания и для переселения. Тем более что вопрос технического благоустройства отделом ЖКХ был недавно решен - отремонтированы кровля и лестница в подъезде.
Теперь 85-летний ветеран может или сам попробовать поменять свою квартиру на более благоустроенную (главное, на мошенников не нарваться), или прописать на свои «метры» родственников (тут тоже нужно проявлять бдительность, что в таком возрасте не всегда легко), или оставить все как есть, опасаясь подвыпивших бомжей и гниющей покосившейся лестницы.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Во Владимире прошёл областной молодёжный фестиваль «Студенческая весна»
Во Владимире состоялся областной молодёжный фестиваль «Студенческая весна». О его результатах сообщает пресс-служба регионального Правительства.
37 минут назад Машинист-инструктор локомотивного депо брал взятки за прохождение тестирования
Во Владимирской области осужден машинист-инструктор локомотивного депо, который брал взятки от сотрудников ОАО «РЖД» за прохождение тестирования. Дело рассматривал Александровский городской суд.