Контрольно-ревизионная инспекция администрации Владимирской области подвела итоги работы за 2011 год. О них на пресс-конференции рассказал начальник инспекции Сергей Паутов.
В обязанности инспекции входит наблюдение за расходованием средств областного бюджета, сохранностью госимущества, а также контроль за финансовой деятельностью получателей межбюджетных трансфертов. И как доказывает ежегодная практика контролеров, надзор в этой сфере крайне необходим.В текущем году сотрудники инспекции провели 72 проверки, в 58 случаях (81%) выявлены нарушения на общую сумму 281,1 млн рублей.
- Не все эти деньги были украдены, - поспешил «успокоить» прессу Сергей Паутов. - Например, 167,7 млн рублей проходят в графе «нарушения бухгалтерского учета и искажение отчетности».
Впрочем, кроме этого было неправомерно списано материальных ценностей на 5,7 млн рублей, на 194,6 тысячи насчитали недостачу средств и имущества. Обнаруженные нарушения порядка проведения государственных закупок оценили в 15,4 млн целковых. К тому же нашли 8,6 млн бюджетных рублей, использованных нецелевым образом.
Завершились ревизии тем, что инспекция выписала 94 предписания, 58 должностных лиц привлекли к дисциплинарной ответственности, пятерых ‑ к административной, некоторых оштрафовали. По 12 объектам материалы проверок переданы в правоохранительные органы. Есть вероятность, что некоторые дела закончатся судебными приговорами.
Например, вполне достойно сурового наказания руководство Мстерского детдома, где поводом для ревизии послужила жалоба сотрудников. В ходе проверки выяснилось, что государству был нанесен ущерб на 463,9 тысячи рублей. Оказалось, что в учреждении исправно получали зарплату «мертвые души» - эти люди по бумагам числились сотрудниками, но на рабочем месте их никто из сослуживцев не видел. Ничего таинственного между тем в детском доме не происходило, просто по документам «невидимок» деньги получали совсем другие люди. Подряды на ремонтные работы отдавались родственникам директора. Продукты питания закупались по завышенным ценам. Причем сотрудники магазина, увидев на своем пороге инспекторов, наперебой стали признаваться, что выписывали такие товарные чеки, которые у них просили. Сами же товары по факту не всегда и отпускались. При этом на складах учреждения были найдены консервы кустарного производства вместо проходивших по документам заводских. По всему получается, что детей не только обкрадывали, но и кормили продуктами, за безопасность которых никто не мог поручиться.
К сожалению, в социальных учреждениях подобные истории все еще не редкость. Ранее в ущербе на сумму 569,6 тысячи рублей была обвинена главбух Александровского дома милосердия. С руководителя, к тому моменту уже бывшего, исчезнувшие деньги были взысканы, а сама она приговорена к трем годам заключения, хоть и условно. К подобному сроку ‑ 2 года и 6 месяцев (и тоже условно) приговорена и главбух александровской специальной коррекционной общеобразовательной школы 8-го вида. По суду ей были предъявлены претензии на 469 тысяч рублей, хотя в материалах ревизии контрольно-ревизионной инспекции сумма причиненного учреждению и государству ущерба оценивалась приблизительно в 1,5 млн рублей.
Сейчас на рассмотрении в правоохранительных органах находятся документы, собранные в ходе проверки деятельности управления ЖКХ г. Владимира. В частности, блюстителям законности предстоит разобраться, не была ли завышена стоимость ремонта дороги на ул. Луначарского.
Благодаря деятельности инспекции удалось устранить нарушений на 157,2 млн рублей.
Еще одним важным направлением деятельности контрольно-ревизионной инспекции является контроль в сфере размещения государственного и муниципального заказа. В 2011 году за нарушения при размещении госзаказа оштрафовали 113 должностных лиц. Общая сумма административных штрафов - 1 млн 365,3 тысячи рублей. Эти деньги вернутся в казну.
Примерно половина проштрафившихся наказана за необоснованное отклонение котировочных заявок или за неправомерное их рассмотрение.
В полномочиях инспекции также и согласование возможности заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком.
- В этом году мы рассмотрели 186 обращений государственных и муниципальных заказчиков о таком согласовании, - рассказал Сергей Паутов. - По семи обращениям мы в согласовании отказали, причем в ряде случаев с инициированием дел об административных нарушениях, 15 обращений вернули без рассмотрения как не соответствующие законодательству.
Начальник инспекции заострил внимание на том, что по сравнению с прошлым годом количество контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, выросло в 3 раза (с 62 в 2010 году до 166 ‑ в текущем). По мнению Сергея Паутова, связано это с тем, что по причине переноса торгов на федеральные электронные площадки число участников конкурсов снизилось. Во-первых, предпринимателю сложно найти в огромном массиве информации интересующий его контракт, а, во-вторых, сам допуск к таким площадкам для представителей малого бизнеса трудоемок и затратен. При этом начальник областной КРИ уверен, что система торгов будет развиваться, постепенно становясь более доступной для всех участников, подобно тому как развивается известный закон 94-ФЗ от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
- По-моему, с момента принятия этого закона он успел вырасти в объеме раза в два, именно потому, что в процессе его реализации постоянно вскрываются новые нюансы и законодательство на них реагирует, совершенствуется, - рассуждает Сергей Паутов. - Например, с весны этого года в текст этого закона внесена поправка, которая дает нам возможность проверять не только правильность самой процедуры торгов и заключения контрактов, но и обоснованность цены.
Кстати, после вступления в силу этой нормы некоторые заказчики поспешили отозвать заявление на согласование контрактов с единственным поставщиком.