Проблема вывоза ТБО из жилых микрорайонов не так проста, как кажется на первый взгляд. После новогодних праздников владимирцы вдруг обнаружили, что в некоторых дворах контейнерные баки переполнены, а вокруг них начинают нарастать свалки. «ВВ» попытались разобраться, в чем причина возникновения «мусорной» проблемы и не грозит ли нам зарасти грязью.
Правда, к концу января накал страстей вокруг не опустошенных вовремя помоек пошел на убыль, ясно показывая, что проблема обостряется в выходные и праздничные дни. Хотя мусороуборочные компании работают, невзирая на выходные. Только не всегда бывает возможность заехать во двор. С вечера пятницы и до утра понедельника и по праздничным дням многие дворы так плотно заставлены личным транспортом горожан, что техника просто не может подъехать к контейнерам.Решения у этой проблемы два. Одно - фантастическое: обеспечить местами парковки, причем недалеко от жилых домов, всех автовладельцев. Их, кстати, в областном центре более 100 тысяч. И это считая исключительно машины, зарегистрированные на физлиц. Более реальным видится вынос контейнеров из больших дворов на единую для нескольких домов контейнерную площадку. Там же более удобно организовать предварительную сортировку бытовых отходов, т.н. селективный сбор мусора. Только слабо верится в то, что наши люди станут носить мусор туда, куда положено, а не туда, куда им удобнее. Есть еще вариант: договориться с соседями и не загораживать подъезд к контейнерам. Но это, похоже, также из разряда несбыточного, учитывая конфликты из-за парковочных мест, которые вспыхивают периодически, пожалуй, в каждом дворе.
А вот жаловаться на специализированные компании в подобных случаях бесполезно.
- Мы периодически разбираемся с такими жалобами, - рассказывает начальник отдела правового, кадрового и материально-технического обеспечения государственной инспекции административно-технического надзора Александр Матвеев. - Не так давно предъявляли претензии одной организации за нарушение графика вывоза ТБО, а они в ответ показывают фотографии, подтверждающие, что их техника несколько раз пыталась подъехать к контейнеру, но в течение трех дней он был блокирован чьим-то авто. Сейчас все компании фотографируют каждый выезд, все фиксируют.
Впрочем, мусорный эффект от праздников сходит на нет с наступлением будней. Однако в некоторых местах степень замусоренности контейнерных площадок остается критической вне зависимости от дней недели и времени года. Во всех случаях причина - «приблудный» мусор.
Например, в контейнер, принадлежащий дому № 7 на Сущевской, регулярно подбрасывают пакеты с мусором жильцы соседнего дома. Их собственный контейнер размещен так, что к нему надо выбираться целенаправленно, а соседский удобно расположен прямо на дороге к остановке. Зачем специально ходить выбрасывать мусор, если можно это сделать по ходу? Закон экономии энергии в действии. По наблюдениям специалистов, именно баки, стоящие на подходах к остановкам, переполняются всегда выше нормы.
Инженер управляющей компании МУП «ЖРЭП» Галина Медведева поведала, что на территории, обслуживаемой их компанией, тоже периодически вспыхивают конфликты среди жильцов:
- Рядом стоят два дома, один обслуживаем мы, в другом создано ТСЖ. Мы по договору с собственниками жилья вывозим крупногабаритный мусор регулярно, благо необходимая техника у нас своя. ТСЖ для вывоза КГМ нужно нанимать машину, но они стремятся экономить на этом, а потому подтаскивают габаритные вещи к «нашей» площадке.
С КГМ вообще ситуация особая. Стоит где-то появиться большому мусору, как вокруг моментально начинается захламление. Есть даже теория, объясняющая распространение беспорядка с точки зрения социальной психологии - «теория разбитых окон». Погуглите, кому интересно. Кроме психологических факторов на распространение беспорядка у нас в городе влияют и организационно-экономические факторы. Общегородского тарифа на сбор КГМ во Владимире нет. Горожане оплачивают эту услугу в два приема: через бюджет и через тарифы управляющей компании. Город за счет бюджета снабжает УК талонами на утилизацию этого вида отходов на свалке, а УК должна заплатить за найм транспорта, деньги для этого закладываются в тарифе на техобслуживание домов. Где-то старые шкафы и диваны исчезают практически сразу после того, как от них отказались прежние хозяева. Ну а где-то они еще долго служат своеобразным приветом из прошлой жизни. К примеру, почти месяц «радуют» жильцов дома
№ 22-б на Верхней Дуброве всеми забытые залежи крупногабарита. Объясняются подобные факты либо халатностью УК, либо неправильными расчетами (что, по большому счету, одно и то же), либо тем, что талоны на утилизацию «ушли» из УК коммерческим фирмам (говорят, и такое бывает). И в этих случаях УК явно напрашиваются на жалобы и санкции.
Страдают от «щедрых» на мусор соседей и жители дома № 17 на Судогодском шоссе. Они жалуются, что не успеет мусороуборочная компания увезти бытовые отходы от их дома, как контейнер тут же переполняется вновь.
- Содержание контейнерной площадки оплачивают наше и соседнее ТСЖ и четыре расположенных рядом коттеджа. А мусор кидают все кому не лень, - жалуется Юрий Скляров, житель этого дома, в течение шести лет возглавлявший местное ТСЖ. - Жителям соседних многоэтажек, видите ли, удобно по пути на работу сбрасывать свои отходы в наши контейнеры, а не в свои. Территорию оградить нам не разрешают: перекрывается сквозной проезд. Из-за того, что наш двор и проездной, и проходной, регулярно появляется и крупногабаритный мусор, за вывоз которого нам приходится платить.
Юрий Анатольевич после безуспешных попыток провести разъяснительно-воспитательную работу с несознательными соседями написал жалобу о творящихся безобразиях в администрацию Октябрьского района. Комиссия, прибывшая по жалобе, выписала штраф председателю ТСЖ, то есть самому Склярову.
- Все по закону. Ответственность за надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки несет организация, ее обслуживающая, - прокомментировал Александр Матвеев. - Это либо управляющая компания, либо ТСЖ. К административной ответственности привлекаются должностные лица этих организаций. А вот привлечь частное лицо невозможно. Нет закона, запрещающего физическому лицу выбрасывать отходы в чужие контейнеры. Вот если гражданин бросит мусор на дорогу, тогда его можно оштрафовать, а если в мусорный бак ‑ к нему не может быть никаких юридических претензий.
Запирать помойку на замок ‑ тоже не выход. Не раздашь же всем жильцам ключи, да и возиться с замками сами не захотят. К тому же наверняка всплывут какие-нибудь санитарные требования насчет обязательного проветривания мусорных баков. Хотя примеры есть: в суздальском Васильевском монастыре на контейнере висит замок - не хотят, видимо, монастырские оплачивать уборку мусора за туристами.
Александр Матвеев признается, что проблема «подброшенного» мусора - серьезная, ведь по факту это наносит моральный и материальный ущерб собственникам пользующейся популярностью в округе контейнерной площадки. Им приходится либо терпеть вечно переполненный бак, либо платить за вывоз дополнительных объемов. Но привлечь к ответственности по нашим законам можно в данном случае лишь самих «пострадавших».
Это у нас. За границей все иначе. Забавная история произошла с нашей землячкой, некоторое время жившей в одной европейской стране. Ее мусор стал проявлять удивительную привязанность к дому.
Только она выбросит пакет, как через некоторое время он возвращается к ее двери. И так продолжалось раза четыре. Пока она не поняла, что по владимирской привычке выносила мусор, куда удобно, то есть в чужой бак. Идентифицировать (по чекам, по почтовым пометкам на газетах и т.п.) принадлежность пакета оказалось несложно. Вот ей ее мусор и возвращали. Знающие люди говорят, что она еще легко отделалась. Соседи попались незлобливые, не нажаловались. А то ведь штрафуют в этой стране за подобное - нещадно.
В нашем государстве в таких случаях граждан можно только убеждать и воспитывать. Результат, наверное, будет. Через несколько поколений. Зато можно попытаться побороться с юридическими лицами. Владельцы маленьких магазинчиков и кафешек, приютившихся на первых этажах жилых домов, иногда тоже создают жильцам массу неприятностей, предпочитая не оплачивать вывоз отходов, а «делиться» ими с соседями. Скорее всего именно таким образом возобновляется свалка вокруг контейнерной площадки у дома № 38 на Верхней Дуброве, недалеко от 37-й школы.
Самое простое, что могут по жалобе жителей или УК сделать административные органы, проверить наличие договора на вывоз мусора. Отсутствие этого документа - уже повод если не для штрафа, то для разбирательства. Однако мелкий бизнес сейчас поумнел и в массе своей от такой опасности подстраховался. Как правило, предприниматели заключают дешевый договор на бестарный вывоз малых объемов отходов своей коммерческой деятельности. Им и прикрываются в случае проверок. Доказать, что в нарушение договора они подбрасывают мусор жильцам, сложно, но можно.
- В нашей практике был случай, когда жильцы записали номер машины, с которой сбрасывали мусор на контейнерную площадку. Удалось найти владельца машины, доказать его вину и оштрафовать, - вспоминает Галина Медведева. - Иногда можно установить виновного по маркировке на упаковке, чекам, другой документации. Но сейчас люди хитрее стали, следят за тем, чтобы следов не оставлять.
Зато оставляют мусор. Причем выкидывают коробки и мешки, не глуша мотор, чуть ли не на ходу и, как правило, в темное время суток.
Лично у меня есть собственное видение решения проблемы. Соседний с моим дом всегда был кооперативным. Деньги там считать умеют. По-моему, даже чересчур. Мусорный контейнер очищают редко ‑ экономят. Так что он у них и без чужаков всегда переполнен. Поэтому «гостей» там не любят особенно. Круглосуточно помойку стерегут скандальные старушки-активистки. Им на отсутствие закона, запрещающего использовать чужой контейнер, наплевать. Им не скажешь, мол, право имею. Видела я таких «имеющих право», в панике убегавших от милых бабушек, готовых для усиления своей аргументации в «дискуссии» и клюку применить. Нецивилизованно? И пусть. Но как эффективно!