26 января 2012 в 01:02

Под знаменем университета

 Название своей статьи я позаимствовал у русского ученого, философа, священника С.Н.Булгакова, профессора Московского университета, который предпослал своему курсу «Критическое исследование проблем идеалов политической экономии (очерки социальной философии)» вступительную лекцию, названную им «Под знаменем университета».
Роль гуманитарных наук
Атмосфера университета, дух университета всегда определялись той ролью, которую осуществляли гуманитарные науки. Университет становился классическим не с момента смены названия на его фронтоне, а с того времени, когда в нем утверждалась атмосфера классического университета. Классика - это всегда непреходящее, вечное, от чего можно идти дальше, но что не подвергается ревизии, пересмотру.
К сожалению, наши отечественные университеты стали утрачивать классическую нормативность, отходить от идеала университета, что прежде всего сказалось на положении в них гуманитарных наук, и в первую очередь - философии. Университеты стали готовить узких специалистов для возникших новых отраслей промышленности. Решение такой задачи за 4-5 лет виделось возможным за счет сокращения гуманитарного знания, сведения его к минимуму. Одним из первых опасность узкой специализации, независимо от того, происходит ли она в сфере производства или науки, культуры, заметил К.Маркс. Он предупреждал, что такая специализация порождает «профессиональный идиотизм».
Классические университеты всегда готовили не только специалистов в своей области, но и хорошо ориентирующихся в 2-3 смежных. А самое главное, они формировали в своих воспитанниках чувство гражданской ответственности, то есть университеты готовили специалистов и граждан, готовых защищать свои честь и достоинство, права и свободы. Похоже, что наша сегодняшняя реформа образования породит целую армию «профессиональных идиотов», которыми легко можно будет манипулировать.
Разумеется, узкая специализация за счет универсализма, гуманитарности коснулась и западных университетов. Не поэтому ли Н.Винер, «отец кибернетики», писал: «Я от всего сердца жалею современных молодых ученых, многие из которых, хотят они этого или нет, обречены из-за «духа времени» служить интеллектуальными лакеями или табельщиками, отмечающими время прихода и ухода с работы».
В большинстве отечественных провинциальных университетов преподаватели гуманитарных наук поставлены в унизительное положение. Все время растет учебная нагрузка, что не оставляет времени не только на научную работу, но даже на подготовку к лекциям.

Появился
шанс?
Когда в городе пошли слухи об объединении наших университетов, погрезилось мне тогда, что появился шанс на практике реализовать хотя бы некоторые из идей С.Н.Булгакова: соединить инженерно-техническое образование с хорошей гуманитарной подготовкой.
Я думал, что будет создан оргкомитет, который возглавит приглашенный крупный ученый, организатор науки. Комитет разработает концепцию нового университета, отличного от соседних региональных университетов. Эта концепция будет вынесена на публичное обсуждение, так как университет является достоянием всей области.
Казалось также целесообразным создание независимой конкурсной комиссии, через которую пройдут все: от ассистента до ректора. Таким образом возникнет новый коллектив, в котором не будет деления на «наших» и «чужих». И станет новый университет подлинным центром просвещения, культуры, науки всей области. А на практике оказалось в буквальном смысле присоединение бывшего педагогического университета к бывшему техническому университету.

Что родилось в итоге?
В итоге родилось громоздкое бюрократическое учреждение, со множеством служб, подразделений, различных промежуточных ступеней по вертикали и горизонтали. И пришлось бывшему гуманитарному университету приспосабливаться к традициям и правилам, сформировавшимся в техническом вузе. В частности, головными гуманитарными кафедрами стали кафедры технического вуза. Даже общественный совет по гуманитарным наукам возглавляет кандидат технических наук. Не подлежит сомнению, что это хороший специалист и организатор в своей области, но совет-то все-таки по гуманитарным наукам.
Не вчера и не сегодня, а значительно раньше в силу различных обстоятельств руководители вузов постепенно из лидеров в науке, авторитетных педагогов становились просто управленцами, менеджерами. Они вынуждены были в первую очередь думать о проблемах финансовых, хозяйственных, а учебные и научные вопросы отходили на второй план. Для решения финансово-хозяйственных задач создавались соответствующие структуры, они разрастались и уже не обслуживали учебный и научный процесс, а руководили им. Преподаватели и студенты, которые собственно и составляют университет, перестали занимать то место, которое они когда-то занимали.
Сошлюсь еще раз на С.Н.Булгакова: «Есть ли университет... музей или кунсткамера знаний, механическое соединение нескольких факультетов или специальных кафедр? Но если это так, то следует прямо сказать, что университета теперь нет, потому ли, что его вообще не может быть в наше время при теперешнем состоянии знаний, или же потому, что теперешние ученые не в состоянии создать университет, и пора его заменить механически организованным политехникумом. Университет останется тогда лишь административно-бытовым термином, обозначающим место соединения разных специальностей».
Говоря о гуманитарном образовании в нашем университете, я вижу несколько болевых точек, но главными считаю две: состояние преподавательского корпуса гуманитариев и библиотеки.

Болевые
точки
Ушло старшее поколе­ние профессоров. Назову тех, кого лучше других знал: В.Г.Елкин, Н.В.Корольков, Ю.В.Сого­монов, B.C.Жеребин, Л.Б.Ительсон... Они были для своих коллег авторитетами в научной и педагогической деятельности, их хорошо знали в городе и области. Научно-педагогическая деятельность никогда не была для них просто работой, заработком. Они служили высокой Идее, осуществляли просветительскую миссию, искренне переживали за происходившее в Отечестве. Ушедшее поколение старых профессоров сохраняло верность своим студенческим идеалам, оно было удивительно молодым по своему душевному складу, отношению к жизни. Поэтому-то так и тянулись к ним студенты.
К глубокому огорчению, достойной им смены не оказалось. Возможно, молодые доктора и кандидаты наук в своей сфере что-то знают и лучше, но у них нет тех универсальных знаний, которыми отличались упомянутые мною коллеги, друзья, товарищи. Я гляжу на своих молодых коллег и вижу их какими-то рано постаревшими душевно, без живого интереса к своей работе, к происходящему в стране. Я хорошо понимаю, что им очень тяжело. У них неподъемная учебная нагрузка, нищенская зарплата, им приходится работать в 2-3 местах, чтобы сводить концы с концами.
Научная деятельность преподавателей стала исключительно их личным делом: творческие отпуска не предоставляются, научные командировки не оплачиваются, публикации, защита диссертаций - все за свой счет. Даже нам, старшим коллегам, приходится искать спонсоров или вкладывать личные деньги в издание своих книг, включая и учебные пособия. Говорят, что на это нет финансирования. Откуда же находятся деньги на столь высокие зарплаты руководителям вузов?
Вторая боль нашего университета - библиотека. Академик Д.С.Лихачев называл библиотеку первым факультетом. Основу любого классического университета всегда составляла фундаментальная научная библиотека. Наши университетские библиотеки за последние 20-25 лет практически не пополнялись новой научной литературой. Нет даже учебников последнего поколения по гуманитарным наукам, например, по философии. На основе сегодняшнего библиотечного фонда невозможно заниматься исследованиями, готовить дипломные работы, писать диссертации... Библиотеки держатся на энтузиазме и преданности людей, работающих в них за мизерную плату. Можно ли сравнить то внимание, которое оказывается библиотекам, с другими службами университета?
И тем не менее хочется надеяться, что гуманитаризация современной науки заставит переосмыслить отношение к гуманитарным наукам в системе университетского образования. И на фронтонах университетских зданий появится universitas littererum: университет - это цельное знание.

Ф.В.Цанн-кай-си, доктор философских наук, профессор
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
сегодня в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…