27 января 2012 в 01:03

За копейки не сдавать!

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Ни одно муниципальное образование Владимирской области не может пожаловаться на сокращение бюджетных расходов в прошлом году ‑ доходы и соответственно расходы выросли в среднем на 20% (всего на 4,1 млрд рублей) к первоначально утвержденным планам местных бюджетов-2011. Планировали доходы в 20,8 млрд (на всех), на деле получилось 25 млрд. Такие данные привел вчера первый вице-губернатор, директор областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслав Кузин.  
При этом больше половины муниципальных доходов, предназначенных на реализацию полномочий органов местного самоуправления, ‑ 13,5 млрд - «пришло» из областного бюджета. Собственные налоговые и неналоговые доходы муниципалы (все вместе) смогли «нарастить» на 950 млн. При этом некоторые властители на местах слишком увлекаются необоснованным завышением доходных планов (и расходных обязательств под них) и, что называется, «ураганят» со ставками налогов и арендной платы на казенные имущество и землю...
Вообще основные источники собственных доходов для муниципалитетов ‑ это НДФЛ (47% в общем объеме), земельный налог (14%) и ЕНВД (10%). По мнению Вячеслава Кузина, весь этот потенциал власти на местах используют не так хорошо, как могли бы и как должны. Собственно, именно об этом говорит 600-миллионная недоимка ‑ 287 млн только по транспортному налогу и 155 млн ‑ по земельному... Еще 20 млн недособирали в качестве налога на имущество физических лиц, и вот этот факт вызывает особенное удивление главного финансиста региона: налог для муниципалов ‑ важный; в перспективе будет определяющим; ввод жилья идет постоянно, собственности у граждан все больше ‑ с 2009 года ввели в строй почти 500 тысяч квадратных метров. И при этом в 2009 году по налогу на имущество собрали 100 млн, а в 2011-м - это после 500-тысячного ввода жилья за три года - всего 18 млн, с двадцатимиллионной, как уже было сказано, недоимкой!
- Почему так происходит? - задается вопросом Вячеслав Кузин, и сам делает ироничное предположение: - Работать не хотим, нам этого не надо, лучше лишний раз сбегаем в область - попросим три копейки и на свою бедную жизнь пожалуемся! Кончилось это! Мы понимаем, что большинство глав муниципалитетов работают впервые, в марте были избраны, это был их первый год ‑ так сказать, проверка вхождения во власть. Но, образно говоря, первый пакет-то вы уже открыли! Знаете про три пакета? Так вот, с 2012 года все ваши оправдания в этой части приниматься не будут. Либо нормальная работа, либо ‑ третий пакет!
(Один из чиновников любезно поведал нам в кулуарах байку «про три пакета»: когда у вновь избранного главы начинаются проблемы и он едет к начальству советоваться, что делать дальше, ему выдают пакет с запиской: «вали все на предшественника»; второй раз советуют «провести реструктуризацию»; ну а в третий раз, если он так и не научился решать проблемы, - «уходи с этой работы». - М.К.)
Нормальной работой явно не будет признаваться дальнейшее занижение корректирующих коэффициентов по отдельным видам деятельности по расчетам налога на вмененный доход. Бизнес поддерживать, конечно, надо, но в разумных пределах, временно и те сферы, которые людям нужны, но пока не развиты. Скажем, на парикмахерские услуги, пассажирские перевозки всегда есть спрос. Тогда с какой стати ставка налога для «парикмахеров» в Гусь-Хрустальном и Муромском районах снижена на 60%? А в Радужном пассажироперевозчик платит в семь раз меньше базовой ставки? Почему в Гороховецком, Александровском и Собинском районах налог для определенного размера торговых павильонов снижен более чем наполовину? А в городе Гусь-Хрустальном установлены самые низкие в области коэффициенты для распространения наружной рекламы ‑ налог снижен на 91%...
Конечно, право устраивать такие «аттракционы неслыханной щедрости» у муниципалов есть, но вот могут ли они себе это позволить? «Когда район снижает ставку на 56%, а потом говорит мне ‑ дайте еще 10 млн, я отвечаю ‑ возьмите, он у вас лежит, а у нас теперь не возьмете!» - иронизирует Вячеслав Кузин.
А то увеличили муниципалитетам налогооблагаемую базу по налогу на имущество ‑ благодаря увеличению коэффициента перерасчета стоимости строений и сооружений, а муниципалитеты на это ответили... снижением налога в пять раз! Ну и зачем они снижают ставки, обкрадывая свои же бюджеты? Вопрос вопросов... Но факт остается фактом: имущество стоимостью до 300 тысяч рублей при среднеобластной ставке 0,09% во Владимире и Суздале облагается налогом по ставке 0,08%, в Радужном ‑ 0,07%... Если имущество стоит от 300 до 500 тысяч, то при среднеобластной ставке 0,17% в Радужном, Меленках и Суздале ставка 0,11%. Если стоимость имущества перевалила за полмиллиона, то при среднеобластной ставке 0,55% Владимир, Ковров, Муром, Радужный, Петушки, Суздаль, поселения Меленковского района «просят за него» не больше 0,3%. «Что, как политики говорим о поддержке слабозащищенных слоев населения и при этом снижаем налог понятно кому, так?» - недоумевает первый вице-губернатор.
Еще одна не изжитая нехорошая привычка - «рисовать доходы от реализации муниципального имущества». Дескать, продадим два здания и три участка и благоустроим на эти деньги город. Но на деле продать все не выходит ‑ планы по доходам от реализации имущества в среднем выполнены на 91%, а потратить-то уже пообещали! В качестве примера Вячеслав Кузин привел город Гусь-Хрустальный, где на продаже имущества и участков за год удалось заработать лишь 8 млн, а хотели ‑ 52 млн. Мэр Гусь-Хрустального Юрий Гришкин на это возразил: «Спрос на рынке недвижимости не я регулирую! Кризис!». В ответ прозвучал совет «планировать»... Гороховецкий и Меленковский районы тоже самоуверенно заявили в начале года о будущих продажах муниципального имущества, а продали в итоге меньше половины от планов. «А расходные обязательства на эти суммы уже приняты! И кого обманули? В первую очередь ‑ себя!» - категоричен Вячеслав Павлович.
...Со сдачей в аренду вообще получается «картина маслом». Арендная плата за муниципальное имущество в среднем по области составляет 1273 рубля за один квадратный метр в год. Но Радужный «отдает» за 240 рублей, Судогодский район ‑ за 596 рублей, Гусь-Хрустальный район ‑ за 620 рублей... А отдельные арендаторы и вовсе удостаиваются подарка от властей в виде ставки в 120 рублей в год. С какой стати-то, если это коммерческие структуры? Тут уже можно предположить и коррупционную заинтересованность ‑ ведь такие арендаторы, взявшие имущество по дешевке, как правило, сдают его в суб­аренду ‑ уже по нормальной цене. Так неужели разрешающие подобное чиновники делают это исключительно по доброте душевной? Как я поняла, власти намерены разбираться, кто, что, кому и почему сдавал по копеечным ценам ‑ особенно это касается неразграниченных земель, которые районы сдают за копейки в прямом смысле слова... «А то бумаги больше истратили на заключение договора, чем получили денег по 1 копейке за метр», - возмущается главный финансист области. И резонно, надо признать, возмущается ‑ если в Петушинском районе (подмосковная зона!) по отдельным арендаторам подмосковной зоны договорная сумма арендной платы составляет 500 рублей в месяц, то зачем этому арендатору землю покупать, учитывая, что он только налог за нее заплатит в 10 раз больше? Он пользуется ею чуть ли не даром и вполне доволен...
- Все обращения муниципальных образований в администрацию Владимирской области будут оцениваться через призму выполнения основополагающих принципов и только при выполнении всех данных вам на этот счет рекомендаций, - предупреждает Вячеслав Кузин (если перевести это корректное предупреждение на простой язык, то получится примерно следующее - «если подобное продолжится, то финансовой помощи не ждите». - М.К.)
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…