8 февраля 2012 в 01:01

Профилакторий для примерного «сидельца»

Фото: Сергея МУРАВКИНА.
3 СИЗО, 2 женские колонии, 2 колонии общего и 4 ‑ строгого режима, 2 тюрьмы, колония-поселение и лечебно-исправительное учреждение ‑ именно столько во Владимирской области учреждений для преступивших закон граждан. Таковых у нас на начало года числилось 11265 человек.  
Мало кто знает, что целая прокуратура заботится о соблюдении прав этого специфичного контингента, равно как и тех, кто его охраняет, - это Владимирская прокуратура по соблюдению закона в исправительных учреждениях. А ее деятельность контролирует старший помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Руслан Митрофанов. Но основная его обязанность - надзор за деятельностью областного УФСИН.
В рамках надзора за законностью исполнения уголовных наказаний в местных исправительных учреждениях за год прокуроры выявили 1084 нарушения, из них 477 ‑ в СИЗО.
По словам Руслана Митрофанова, основная масса нарушений в исправительных учреждениях и следственных изоляторах - это вопросы материально-бытового обеспечения осужденных. Прежде всего ‑ перелимит в камерах. Но вообще речь тут вовсе не идет о том, что людям в камере и присесть негде. Отнюдь. Перелимит, по закону и по мнению прокуроров, ‑ это когда при норме в 4 квадратных метра на человека в следственном изоляторе заключенный вынужден ютиться на 2,5-3 метрах... «Таких фактов, что где-то людям приходилось спать по очереди, мы в 2011 году не выявляли», - заверяет Руслан Митрофанов. Зато выявляли невыдачу осужденным наволочек и прочих постельных принадлежностей, факты антисанитарии, с которой сами «сидельцы» ввиду своего положения справиться не в состоянии, ‑ к примеру, с появлением грибка на стенах из-за протечек кровли. А в Кольчугине в ряде камер 3-го СИЗО весной были выявлены разбитые стекла в окнах, и менять их администрация не спешила.
Не так лечат, в камерах тесно ‑ вот основные нарушения прав осужденных, которые, к слову, и сами стараются себя в обиду не давать. Некто Игнаткин однажды колотил в дверь и громогласно требовал беседы с начальником колонии. В конце сентября прошлого года 16 «сидельцев» второй колонии в Покрове, договорившись, отказались от завтрака, объявив эту акцию массовой голодовкой в знак протеста против холода в помещениях штрафного изолятора. В колонию немедленно отправился Андрей Смирнов, Владимирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, пообщался с забастовщиками, которые после этого ‑ в тот же день ‑ голодать перестали и на обед с ужином уже согласились. Однако выданная им дополнительная теплая одежда пришлась кстати ‑ в ШИЗО тогда было действительно холодно (+14), и этот непорядок прокурор потребовал от администрации незамедлительно исправить.
Еще один активист по фамилии Жуликов нажаловался в Генпрокуратуру ‑ на то, что в магазине Владимирского централа плохой ассортимент: щеток зубных нет, мыла нет, ручек нет, конфет нет, есть только два вида тушенки, соль, чай и одна марка сигарет. А еще там вместо положенной рыбы, как и показала последующая проверка, осужденных шесть дней кормили рыбными котлетами, что, по мнению проверяющих, «недопустимо», так что виновников прокуроры потребовали привлечь к дисциплинарной ответственности.
В том же Владимирском централе четверо осужденных так расстроились изъятием в ходе обыска двух припрятанных телефонов, что чуть ли не демонстративно лезвиями от одноразовых бритвенных станков нанесли себе поверхностные раны на запястьях. Медпомощь они тут же получили и - были водворены обратно в камеру.
Обыски, кстати, в колониях и тюрьмах проводятся регулярно, но - не всегда эффективно. Во-первых, потому что зэки ‑ народ изобретательный и способен спрятать тот же мобильник или нечто самодельное колюще-режущее в самых невообразимых местах. А во-вторых, нарушители режима часто вообще не наказываются, поскольку кто конкретно виновник ‑ непонятно...
К счастью, во Владимирской области очень давно не было серьезных ЧП в исправительных учреждениях ‑ и, думаю, это заслуга как самого УФСИН, так и прокуратуры. Единичные попытки подраться с охраной были (5 случаев в 2011 году), как и побеги из колонии-поселения (11 фактов, из них 8 ‑ на счету участка колонии-поселения девятой колонии в городе Кольчугине), но не допущено никаких массовых беспорядков, актов группового неповиновения, побегов из-под охраны... А что касается сбежавших «поселенцев», то все они «добились» новых уголовных дел со всеми вытекающими последствиями - по ч. 1 ст. 313 УК РФ, которые либо расследуются, либо уже расследованы.
Одна тридцать восьмая возмещенного ущерба
Больше 600 млн рублей в качестве возмещения ущерба потерпевшим должны выплатить осужденные Владимирской области. За весь 2011 год сумма погашенных исков составила лишь 16 млн (это примерно 1/38-я)... Причина мизерности этой суммы - как в проблемах с трудоустройством осужденных (рабочих мест не хватает, производство в колониях особенной доходностью похвастать не может, а если люди ничего не зарабатывают, то и возмещать нечем), так и в реальном нежелании многих «сидельцев» расплачиваться за совершенное.
Бить по двери - для «авторитета»
Осужденные, конечно, не «белоснежки» - порой хамят персоналу, ломают радиоприемники, бьют двери и унитазы, могут ударить сотрудника... Прокуроры называют такие действия «дезорганизацией деятельности исправительного учреждения», главная цель которого, как правило, ‑ завоевать своей «крутостью» авторитет у других осужденных. В 2011 году было пять случаев применения насилия к сотрудникам исправительных учреждений, но, к счастью, все обошлось без серьезных телесных повреждений, а в отношении бузотеров возбуждались уголовные дела.
Изъятые
сокровища ‑ наличность, брага, телефоны
В фильме «Каникулы строгого режима» герой Сергея Безрукова не расставался с доверенным ему «общаком», полным многих тысяч фунтов, долларов, евро и рублей. Местным осужденным до такого финансового размаха явно далеко ‑ за год у них изъято лишь 58 799 наличных рублей. А еще ‑ 14,5 литра крепкого спиртного, почти 200 литров браги, 20 колюще-режущих предметов, 320 граммов наркотиков. Особый разговор ‑ мобильники. Их изымают сотнями: 425 уже в учреждениях, еще 227 ‑ непосредственно при попытках доставки.
Профилакторий на зоне
По словам Руслана Алексеевича, осужденные, не нарушающие режим и дисциплину, имеют возможность пожить в более комфортных условиях: есть такое понятие, как «социальные лифты», когда осужденным, проявившим себя с положительной стороны, в целях адаптации перед освобождением разрешается за деньги проживать в так называемых профилакториях внутри колоний. Но, конечно, речь не идет о коттеджах с джакузи; профилакторий ‑ это помещение с комнатами 3 на 4 метра с телевизором и комнатой досуга. Не пятизвездочный отель, но определенно лучше барака общего типа.
Европейский суд решил «за» наших осужденных
По Владимирской области вынесено 5 решений Европейского суда по правам человека в пользу арестованных либо осужденных. Российская Федерация выплатит им компенсации от 15 до 50 тысяч евро. При этом свыше 20 тысяч евро выиграл человек, пожизненно осужденный за серию разбоев и убийств, которого, по его словам, избил сотрудник уголовно-исполнительной системы, а власти якобы не приняли должных мер к надлежащему расследованию этого ЧП.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
51 минуту назад Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
сегодня в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…