14 февраля 2012 в 03:23

Муромский бронированный кулак

Так совпало ‑ в год, когда Горьковская железная дорога отмечает свой 150-летний юбилей, ее работники, да и все мы, жители Владимирской области, просто обязаны вспомнить о другом юбилее. 8 февраля 1942 года в Муроме была закончена постройка легендарного бронепоезда № 659, который вошел в историю Великой Отечественной войны под именем «Илья Муромец».  
Из одного металла льют...
Сегодня нам, детям прагматичного века, трудно представить, что мощный стальной гигант был построен железнодорожниками Муромского вагонного участка всего за три месяца (строительство «Ильи Муромца» началось в начале ноября 1941 года) в нерабочее время (в рабочее время муромские железнодорожники тоже не козла забивали) на добровольно собранные средства.
Отмечу сразу ‑ популярные сегодня возражения о «добровольно-принудительном» характере патриотического порыва муромлян (дескать, куда бы они делись!) не принимаются. Хотя бы потому, что многие из тех, кто строил бронепоезд, по своей воле стали членами его боевого экипажа, хотя из-за «брони» могли остаться в тылу на вполне законных основаниях.
Так бывает в дни, когда решается главный для русского человека вопрос ‑ быть его Родине свободной или нет. На мой взгляд, в истории Великой Отечественной наша страна пережила два наиболее острых кризиса: немцев у ворот Москвы и немцев-румын-итальянцев-венгров ‑ у ворот Сталинграда. Ноябрь 41-го ‑ как раз время одного из этих кризисов. 29 октября 1941 года Народный комиссар обороны СССР И.В.Сталин издал директиву № 22 о формировании на Горьковской железной дороге дивизиона бронепоездов. Собственно, от этой даты можно вести отсчет истории легендарного соединения - 31-го особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов в составе БЕПО № 659 и № 702 ‑ соответственно «Ильи Муромца» и «Козьмы Минина», построенного горьковскими железнодорожниками.
9 февраля 1942 года «Илья Муромец» прибыл в Горький, где формировался дивизион бронепоездов, а 4 марта 1942 года дивизион убыл в Москву и поступил в распоряжение резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. В апреле 1942 года дивизион был назначен в состав 3-й армии Брянского фронта с задачей прикрытия подступов к Туле. Командиром дивизиона с прибытием его на фронт был назначен майор Яков Саввич Грушелевский.
Как устроен бронепоезд
К 1941 году имевшиеся в РККА бронепоезда в основном морально устарели и не соответствовали требованиям реальной войны ни по бронированию, ни по мощи вооружения. Бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» строились уже по принципиально новой схеме.
Бронирование поезда (паровоза и бронеплощадок) было усилено до 45 мм. В отличие от большинства старых бронепоездов, на «Илье» и «Козьме» броня монтировалась наклонно, что резко повышало ее сопротивляемость воздействию артиллерии противника.
Собственно бронепоезд состоял из бронированного паровоза серии «О» различных модификаций, который размещался в середине состава, нескольких артиллерийских бронеплощадок по обеим сторонам бронепаровоза, бронеплощадок с зенитным вооружением, которые располагались по обоим концам бронепоезда, а также контрольных платформ. В качестве основного артиллерийского вооружения бронепоезда дивизиона имели пушки Ф-34 в танковых башнях от Т-34. Зенитное вооружение было представлено 20 и 37-мм зенитными орудиями и счетверенными установками пулеметов. Кроме того, бронепоезд имел и мощное пулеметное вооружение - для поражения пехоты противника.
Слово «особый» в названии 31-го ОДБП означало то, что «Илья Муромец» и «Козьма Минин» первыми среди всех советских бронепоездов получили на вооружение реактивные установки М-8-24 («Катюши»).
Что давали все эти усовершенствования? Орудия в танковых башнях (пушка Ф-34, кстати, была создана и в годы войны производилась в Горьком, на заводе «Красное Сормово») не только имели высокую начальную скорость снаряда и были в состоянии уверенно бороться с любыми типами немецких танков начала войны, в том числе на дальних дистанциях. Важно и то, что вращающиеся башни давали возможность кругового сектора обстрела, что резко повышало их боевые возможности.
Также вращающимися были платформы, на которых размещались установки реактивной артиллерии. Принципиальное значение имело и усиленное зенитное вооружение ‑ ведь главной опасностью для бронепоезда была авиация противника.
Бронеплощадки располагали паровым отоплением, освещением и внутренней телефонной связью, имели под полом укладки для необходимого имущества, имели радио, с помощью которого поддерживалась связь друг с другом и штабом дивизиона. Для того времени бронепоезда Горьковского дивизиона были совершенны. Немцы, например, были убеждены, что наши железные монстры были построены для СССР в США и поступили к нам по ленд-лизу.
В состав дивизиона кроме муромского и горьковского бронепоездов входили «черный паровоз» (небронированный локомотив, который транспортировал бронепоезд вне зоны военных действий), бронедрезина, спецвагоны (штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня). Автопарк дивизиона состоял из бронеавтомобилей БА-20, грузовых автомашин ГАЗ-АА, легковых М-1 и ГАЗ-64, а также мотоциклов. Личный состав дивизиона вместе с приданной ему десантно-минометной ротой составлял свыше 330 человек.
В бою командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом.
Артиллерия бронепоездов отличалась высокой точностью огня. Подготовка данных для стрельбы проводилась очень быстро и точно - артиллеристы определяли положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Учитывая, что осколочно-фугасные боеприпасы к пушке Ф-34 имеют табличную дальность выстрела свыше 13 км, «Илья Муромец» обеспечивал большую концентрацию огня и прицельную стрельбу круговой зоны обстрела диаметром около 25 км. Ну и, конечно, немаловажным было то, что бронепоезда могли возить с собой большой боезапас.
Кроме бронепаровоза, артиллерийских и зенитно-минометных бронеплощадок каждый бронепоезд имел в своем составе по нескольку контрольных платформ. Они выполняли двойную функцию ‑ роль минного трала и роль транспорта для возимого аварийного комплекта: запасных рельсов, шпал, инструментов и пр. ‑ ведь все возможные повреждения пути экипаж бронепоезда устранял самостоятельно.
В случае необходимости все бронепоезда могли быть переведены с российской железнодорожной колеи шириной 1524 мм на более узкую европейскую колею шириной 1435 мм. Но до действий наших бронепоездов в Европе было еще далеко.
Боевой путь
Впервые в бой оба бронепоезда вступили в апреле 1942 года, базируясь на станции Чернь Тульской области. Основной задачей бронепоездов в то время были артиллерийские налеты на железнодорожные узлы, оказавшиеся в руках противника, а также защита своих собственных тыловых коммуникаций, в том числе и противовоздушная. Немцы очень быстро оценили новое оружие русских, появившееся перед их позициями, и бросили против бронепоездов дивизиона крупные силы авиации. 12 мая 1942 года в ходе одной из воздушных атак немецкая бомба попала в штабной вагон. Погибли командир дивизиона Яков Саввич Грушелевский, начальник штаба старший лейтенант Писемский, фронтовой корреспондент газеты «Гудок» Букаев и некоторые другие бойцы. Сегодня их тела покоятся в братской могиле на станции Чернь Тульской области. 6 мая 2010 года там был установлен бронепоезд-музей, восстановленный железнодорожниками к 65-летию Победы.
Командование дивизионом перешло к майору Александру Петровичу Баженову. С ним во главе дивизион сражался весь 1942-й и часть 1943 года в составе ряда армий, прикрывая калужское и тульское направления. Довелось нашим бронепоездам участвовать в битве на Курской дуге, форсировать Днепр, освобождать Западную Украину и Польшу - именно за героические действия при освобождении польской столицы Горьковский дивизион бронепоездов получил почетное наименование «Варшавский».


НАША СПРАВКА

Войну бронепоезда Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов закончили во Франкфурте-на-Одере, всего в нескольких десятках километров от Берлина. Участию их в штурме немецкой столицы помешало то, что железнодорожный мост через Одер был совершенно разрушен и быстро его восстановить не удалось. Но зато удалось послужить после капитуляции Германии. Именно экипажу «Ильи Муромца» было доверено обеспечение безопасности Потсдамской конференции глав стран-победителей.
За годы войны бронепоезда 31-го дивизиона провели свыше 150 боевых операций. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем уничтожено 15 немецких самолетов, почти 2 тысячи солдат и офицеров противника, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов.
Наиболее широко известен действительно уникальный эпизод Второй мировой войны с участием бронепоезда «Илья Муромец» - его поединок с немецким бронепоездом «Адольф Гитлер». Эта единственная дуэль подобного рода произошла в ходе освобождения города Ковеля (Волынская область Украины) 4 июня 1944 года. В ходе скоротечного боя артиллеристы «Ильи Муромца» накрыли германский бронепоезд первым же залпом. Затем последовал залп реактивных минометов, который окончательно превратил вражескую машину в груду искореженного металла.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
20 минут назад Начался ремонт подстанции, снабжающей электроэнергией Владимирскую область и Подмосковье
Энергетики филиала ПАО «Россети» – МЭС Центра приступили к ремонту коммутационного оборудования подстанции 220 кВ «Дальняя» – крупного питающего центра, расположенного на границе Московской и Владимирской областей. Этот…
47 минут назад Во Владимире песню «Катюша» исполнили на разных языках народов России
Во Владимире состоялся Второй межнациональный поэтический фестиваль «Этот День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Его участниками стали владимирцы разных поколений и национальностей…