Американский режиссер поставил во Владимире лермонтовского «Демона». Владимир присоединился к международному арт-проекту «И рай открылся для любви…», задуманному и воплощенному актером из Нью-Йорка. Знаменитая поэма была им показана полтора десятка раз на сценах американских городов, Риги, Москвы, Казани, Калуги, и вот теперь у нас. Каждый раз это было уникальное действо с новым составом артистов. Суть культурной акции ‑ вовлечь в постановку местных исполнителей.
Об автореРустем Галич ‑ уроженец Казани, в юности пытавшийся стать математиком, но вовремя опомнившийся и закончивший Щепкинское училище. В 2000 году в поисках подходящего способа самореализации уехал в США. Сейчас он ‑ художественный руководитель Русского театра поэзии и музыки в Нью-Йорке, тележурналист и радиоведущий. По актерской специализации он ‑ мастер художественного слова. Впрочем, идея и режиссура шоу, в которых он сам исполняет центральные роли, ‑ тоже принадлежат ему. «Демона» он приурочил к 200-летнему юбилею Лермонтова, который будет отмечаться в 2014 году. Ранее были подобные музыкально-поэтические программы по творчеству поэтов Серебряного века.
О проекте
Облегчить восприятие поэтического слова, особенно классического, для современного человека ‑ вот задача, которую ставит перед собой Галич. Поэтому он не просто читает со сцены бессмертные строки, а вплетает в них музыку, танцы, визуальные изображения, спецэффекты. Букет получается несколько эклектичный. Так, музыкальный ряд представления по «Демону» построен на популярных классических произведениях. Он включает фрагменты из оперы «Демон» Рубинштейна, одну из «Половецких плясок» Бородина, «Аве Марию» Шуберта. Все это перемежается национальными грузинскими и даже современными эстрадными мелодиями.
На каждой новой сцене представление получается особенным, исходя из специфики местного культурного пространства. В Риге он читал Лермонтова под орган, в Казани - в сопровождении камерного хора. У нас участниками действа стали сразу несколько владимирских коллективов.
О соучастниках
Губернаторский симфонический оркестр, который хотя и не поместился в полном составе в оркестровой яме Дома культуры молодежи, но даже в усеченном виде, несомненно, украсил спектакль. Жаль, что крайне редко во Владимире сценические действа сопровождаются живой музыкой.
Ансамбль грузинского танца «Имеди» задорно изображал свадебные торжества. Несколько поколений артистов стали своеобразной массовкой. Особенно трогательны были юные танцоры в папахах, кричавшие «Асса!». Однако самым захватывающим номером «Имеди» стал свадебный танец в исполнении взрослой пары.
Хореографическое воплощение душевных движений героев поэмы режиссер доверил танцевальному дуэту «Респект». Ребята были выразительны и, безусловно, внесли изюминку в постановку.
Мужская группа Камерного хора Центра классической музыки исполнила фрагмент из оперы Рубинштейна, внеся в постановку некоторую академичность.
На экранах по углам сцены демонстрировались иллюстрации Врубеля к поэме. Периодически, в противовес темной силе, они сменялись репродукциями икон ковровчанина Юрия Кузнецова, пишущего в особой «точечной» манере, которая так поразила Галича, что он решил сделать его произведения частью постановки.
О впечатлениях
Своих артистов владимирская публика встречала тепло ‑ в зале было много их друзей и родных, но больше всех аплодисментов досталось даже не исполнителю заглавной роли, а Элине Митиной, певице из Риги, игравшей Тамару. Она блестяще справилась с вокальными номерами и стихи читала проникновенно. Это единственная участница, приглашенная в проект на постоянной основе и ставшая поистине его жемчужиной.
Впрочем, все описанное выше ‑ лишь обрамление классического слова, которое произносил со сцены сам автор, постановщик и режиссер. Образ Демона Галичу очень идет: пронзительные глаза, порывистые движения и соответствующие интонационная и голосовая палитры. Роковой искуситель был убедителен. На протяжении полутора часов он «держал» зал, порой заставляя его замирать.
Несмотря на некоторые огрехи со светом (особенно неприятно было, когда прожектор направлял слепящий луч прямо в зал), шоу удалось. Поэма, которую «проходят» в школе, ожила в памяти, наполнилась новыми красками и смыслом. Возможно, первое знакомство с этим произведением именно таким и должно быть. Тогда непременно захочется внимательно вчитываться в лермонтовские строфы и обратиться к опере Рубинштейна…
Стоит отметить мужество и волю Галича, которому было бы гораздо проще приехать с выученной труппой и показать представление, в котором все отрепетировано до блеска, чем выискивать единомышленников и в муках собирать очередную вариацию. Но он по-миссионерски дал возможность молодым владимирским артистам стать участниками творческого акта, прикоснуться к великому слову и влиться в международный культурный проект.