Руководитель Владимирского областного управления Федеральной миграционной службы поплатился креслом за высылку из России известной французской журналистки и писательницы Анн Нива. Анн Нива собирала в России материал для новой книги о нашей стране. В эту поездку она встречалась с представителями различных партий, изучала современный российский политландшафт. После Карелии Анн перебралась во Владимирскую область, где успела пообщаться с председателем регионального отделения «Яблока» Дмитрием Кушпитой и с главой Кольчугинского района «яблочником» Алексеем Фирсовым.
- Она интересовалась тем, как представителям оппозиционных партий работается в регионах, - рассказал нашей газете Дмитрий Кушпита. - Причем темы нарушений на думских выборах мы коснулись мимоходом, просто потому, что избежать ее было нереально. Но общий настрой у Анн был очень доброжелательным к нашей стране.Алексей Фирсов поведал француженке о работе оппозиции в органах власти - и тоже отметил симпатию Анн к России.
- Анн по-настоящему любит Россию, - говорит Алексей Фирсов. - Она не раз повторяла, что в Европе о России много ложных представлений, что у нас все на самом деле не так мрачно. Не хотелось бы, чтобы после депортации ее отношение к нашим реалиям поменялось.
По словам Кушпиты, как только француженка вернулась из Кольчугина во Владимир, она увидела поджидавших ее в отеле сотрудников Управления ФМС по Владимирской области, которые пригласили ее проехать «ненадолго» в их офис. В УФМС Анн провела 4 часа.
- Меня обвинили в административном нарушении. Сказали, что вместо того, чтобы заниматься бизнесом, имея бизнес-визу, я беседовала с оппозицией, не оформив аккредитацию и журналистскую визу, - пояснила Анн Нива в интервью BBC Russian. - Я не считала, что мне нужна такая виза. Они не скрывали, что следили за мной несколько дней. Спросили, почему я не общалась с людьми из «Единой России». Я ответила, что у них ошибочная информация. В Петрозаводске я разговаривала и с представителями правящей партии, так же как и с коммунистами, и с членами «Справедливой России». Значит ли это, что надо выбирать, с кем общаться?
Дмитрий Кушпита уверен, что силовики перегнули палку:
- Это несусветная глупость! Чего они добились? Очередного международного скандала! Анн и так собиралась уезжать 12 февраля, без всякой депортации. 12-го она и уехала, но так, что и ее отъезд, и права человека в России весь мир теперь обсуждает.
Скандал действительно получился резонансным. Тем более что юридическое обоснование депортации выглядит сомнительно. Журналистская аккредитация, как правило, нужна лишь для того, чтобы присутствовать на закрытых и режимных мероприятиях. Для общения с людьми она в нормальных странах не требуется.
По информации «Интерфакса» и РИА «Новости», руководитель УФМС по Владимирской области Олег Бречко после инцидента с Анн Нива подал в отставку. Получить комментарии сотрудников УФМС нам не удалось. В Управлении нас переадресовывали к столичным коллегам, но телефоны пресс-службы ФМС РФ молчали. Однако именно на нее ссылаются федеральные СМИ, сообщая о рапорте Олега Бречко об отставке, который вчера подписал директор ФМС РФ Константин Ромодановский.
По словам Ромодановского, «предварительная оценка свидетельствует о неправильном решении УФМС по Владимирской области, и по результатам проверки оно, возможно, будет отменено».
- Когда я провожал Анн до «Сапсана», она призналась, что за все 10 лет, что она жила в России, ничего подобного с ней не случалось, - рассказывает Дмитрий Кушпита. - Даже в Чечне. После этого случая она увидела российскую действительность по-другому.