21 февраля 2012 в 01:00

На деревню к фермеру!

Фото: Александра ИЗВЕСТКОВА
Для того чтобы вникнуть в проблемы фермерских хозяйств, общественники отправились в село Весь Суздальского района. Вот так необычно прошло заседание комиссии по экономике и экологии Общественно-политического совета (ОПКС) при губернаторе области ‑ за чашкой чая с пирогами в гостях у фермера Константина Мазуренко.  
И все-таки
они вертятся
А говорили в добротном и гостеприимном доме о серьезном и даже больном ‑ о развитии фермерских (крестьянских) хозяйств и их поддержке. Начавшись массовым движением к земле в 90-е годы, фермерство, по сути, скукожилось в несколько раз. И держится за счет энтузиазма, знаний и сметливости тех, кто умеет идти «против течения». Красноречивы цифры, которыми поделилась с членами ОПКС начальник отдела областного департамента сельского хозяйства Лариса Колтукова, сопровождавшая делегацию общественности в деревню.
По данным статистики, крестьянских (фермерских) хозяйств у нас в области более 2 тысяч. А по сведениям органов местного самоуправления, лишь 130 крестьянско-фермерских хозяйств ведут деятельность, сдавая об этом отчетность.
Есть и такие, кто работает «в тени» под видом личных подсобных хозяйств. А сотни попросту разорены.
Те, кто на виду, как правило, перекредитованы по самую макушку и мучаются со сбытом продукции. Кстати, займы в банках крестьяне берут под свое имущество, не то что директора совхозов. А потому рискуют остаться и без земли, и без дома.
С другой стороны, давая очень малый процент валового объема аграрной отрасли, упорные фермеры и крестьяне несут великую социальную миссию: сохраняют село в его традиционном виде, дают работу односельчанам, которые больше нигде не могут ее найти.
Поэтому государство предусматривает разные формы поддержки крестьянских фермерских хозяйств. Теперь вот к субсидированию процентных ставок по кредитам, помощи в покупке техники и другого добавились еще направления: поддержка начинающих фермеров, создание семейных ферм, оформление в собственность земель. Опять же, для чего земля в собственности? В основном - чтобы была залоговая база под банковские кредиты.
Однако условия получения господдержки так сложны, а размеры ее так малы, что далеко не многие решаются претендовать на нее. Иногда легализация фермерского хозяйства может обойтись дороже, чем полученная помощь.
Таких единицы
Очень мало таких, как Константин Мазуренко. Недаром к нему повезли общественников для знакомства с темой. Он окончил Ивановскую сельхозакадемию, аспирантуру, имеет научные труды. Направление он выбрал не самое популярное у фермеров ‑ растениеводство. Хозяйство ведет уже более 10 лет. У него 300 гектаров земли, из которых на 70 выращивает картофель. И с этих 70 га Мазуренко сдает картофеля вполовину от объема всех хозяйств Суздальского района! У него только передовые технологии обработки почвы, он старается покупать только передовую технику.
Сам себе и агроном, и юрист, и экономист. Так что использует по максимуму все формы господдержки, включая более посильный сельхозналог.
На форумах фермеров такие проблемные вопросы задает, что даже министра сельского хозяйства озадачивает. Потому что знает, как должно быть.
Он способен предметно оценить и вступление России в ВТО, и конкуренцию с валом более дешевой по себестоимости белорусской картошки (один из результатов Таможенного союза), и политику «Россельхозбанка». Все ли крестьяне такие грамотные?
Но и Мазуренко до сих пор не продал урожай прошлого года. И он обременен кредитами. И ему всякое новое направление начинать тяжело: вот пытается цветами и декоративными деревьями заняться.
Общественники вникли в проблему
Общественники в ОПКС - разных направлений. Например, председатель комиссии по экономике Сергей Конин в силу своего предпринимательского опыта в аграрном секторе понимал проблемы фермера с полуслова. Лишь уточнял детали. Другие члены совета далеки от сельского хозяйства. Но и они картошку едят. Так что тема близка всем.
Всем миром и выяснили, что все-таки главная проблема ‑ сбыт. Фермер не знает, сколько и какой продукции он должен вырастить. Поэтому мечтает о планировании. Вот хотя бы знать ему, что тысячу тонн картофеля примут, а остальное продавай хоть на свой страх и риск. А пока и без того сложные условия сбыта сделал почти непроходимыми для фермеров 94-й федеральный закон о госзакупках. Поэтому ушло в прошлое снабжение садиков и школ экологически чистой продукцией местных фермеров. Все теперь через госзакупки, а там требуемый ассортимент поставок и объемы таковы, что под силу лишь некоторым крупным хозяйствам. Вот они и доминируют. А крестьянину куда податься?
Так что государство одной рукой помогает фермерам, а другой ‑ усложняет им жизнь. Как избегать этого явного противоречия? Что посоветуют областной власти общественники для поддержки фермеров в результате чаепития у Константина Мазуренко в селе Весь?
Ответы могут прозвучать уже на ближайшем заседании ОПКС при губернаторе области.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 20:29 В 2024 году владимирские спасатели вызволили из огня 161 человека
Об этом сообщил 26 декабря на своей пресс-конференции начальник ГУ МЧС России по Владимирской области Алексей Купин. На ней были подведены итоги работы ведомства, а также состоялось награждение журналистов за освещение д…
сегодня в 18:15 Водитель из Владимира отправлен в колонию на 7 лет за насмерть сбитого пешехода
ДТП произошло в мае 2024 года. на "пекинке" в районе улицы Растопчина. Престарелая женщина переходила федеральную трассу вместе с дочерью по нерегулируемому пешеходному переходу. Притормозили все, кроме 40-летнего автолю…