В понедельник судья Октябрьского районного суда Изабелла Мысягина решила не отменять итоги выборов в Госдуму по временному избирательному участку № 452. Напомним, накануне 4 декабря 2011 года на турбазе «Ладога» было создано два временных избирательных участка, результаты на них разительно отличались от средневладимирских.
«Ладога» уже вошла в политический словарь современной России. Именно из-за созданных здесь двух участков и областной избирком, и «партия власти» оскандалились на всю страну. Именно тут представители оппозиционных партий выявили яркие признаки фальсификации выборов.На турбазе на двух участках в урнах оказалось около 6 тысяч бюллетеней. По итоговому протоколу избирательной комиссии, на участке № 452 «проголосовали» 2888 человек, из них 2653 (91,86%) ‑ за «Единую Россию». При этом на обычных избирательных участках во Владимире «ЕР» получила менее 40%. Практически такой же результат показал и участок № 453.
Хотя, возможно, участки для избирателей вообще не открывались. Оппозиция считает, что случившиеся там странности - ложное сообщение о бомбе на турбазе как раз в момент вскрытия урн, пожар 8 января в помещении районной администрации, где хранились документы о выборах на этих участках (№ 453 - в административном здании турбазы и № 452 - в столовой «Ладоги») - были попытками скрыть очевидные нарушения, совершенные в пользу одной партии.
Последовав за автобусами, которые подвозили на «Ладогу» группы студентов, представители «Справедливой России» и КПРФ, по их словам, пришли к выводу, что голосования там не проводилось вообще.
Дело, которое слушалось в понедельник, было посвящено участку № 452. Иск о признании итогов голосования недействительными подали коммунисты. Но в суде их поддержали и «справороссы». Они же обеспечили основное число свидетелей. Так что в этом конкретном случае левые партии фланга проявили солидарность.
Представитель КПРФ внес уточненное заявление - в нем широкий обзор признаков нарушений. Если вкратце: непонятно, как можно было создать списки избирателей, если в указанные законом сроки на участке не было такого числа избирателей. Неясно, как и когда они могли успеть проголосовать, если еще до полудня 4 декабря все урны были забиты бюллетенями. По подсчетам выходило, что на одного голосовавшего пришлось не более 6 секунд времени.
Судья Изабелла Мысягина отказала в удовлетворении ходататайства заявителя о приглашении в суд в качестве свидетеля г-на Макарова, вице-президента лиги КВН «Владимирская Русь». Но ведь именно по его письму стало известно о проведении массового мероприятия на турбазе в день голосования.
Кстати, планируемого числа участников там указано не было. Только Макаров мог бы пояснить, как лиге КВН удалось собрать на турбазе 6 тысяч человек.
На предыдущем заседании члены УИК, они же - сотрудники турбазы, отказались давать показания со ссылкой на статью 51 Конституции (право не свидетельствовать против себя). На заседании в понедельник по просьбе юристок, представлявших интересы избирательных комиссий, судья разрешила этим «отказникам» выступить снова, несмотря на возражения заявителей.
Представители УИКа рассказали очень похожий текст ‑ дескать, они на выборах все сделали правильно, а голосовавших было «очень много». Члены УИК, включая ее председателя, начальника службы безопасности турбазы г-на Энгмана, отказались отвечать на вопросы коммунистов и эсеров, вновь сославшись на 51-ю статью. Они расценили вопросы к ним как давление. В том числе и такие:
- Сколько заявлений желавшим голосовать на временном участке вы выдали?
- 51-я статья, - был ответ.
Также ответчики представили трех студентов, которые сказали, что приехали на машинах и подали заявления о желании голосовать накануне.
Свидетель со стороны истцов журналист Григорий Белов рассказал, что был на турбазе с утра и не видел участка открытым почти до 11 часов. Член УИК с правом совещательного голоса (от СР) профессор ВлГУ Сергей Драгомиров также пояснил, что участок не был никак обозначен. Свидетель добавил, что при вскрытии урны для голосования видел: бюллетени там лежали пачками, а не по одному ‑ а это признак «коллективного» вброса бумаг в урну.
Получилось (если отбросить отсутствие сгоревших заявлений и списка избирателей, несуразное число голосовавших и т.д.) - слово истцов против слова ответчиков. Из всех документальных свидетельств о голосовании на участке № 452 остался только протокол, да и то переделанный ночью уже в территориальной комиссии - причем без участия членов комиссии с правом совещательного голоса и без наблюдателей.
Судья Изабелла Мысягина поверила ответчикам. Она не удовлетворила заявление КПРФ о признании результатов голосования недействительными.
На какие основания сошлется судья, станет ясно из мотивированного решения, которое будет готово в течение пяти дней. Представитель КПРФ Евгений Грачев заявил:
- Дождавшись этого документа, мы планируем в любом случае подать апелляционную жалобу. На это дан еще месяц, пока решение не вступит в силу.
То, что расследование феномена «Ладоги» продолжится, очевидно. И не факт, что более высокая судебная инстанция будет такой же снисходительной к кудесникам с «Ладоги», как судья Мысягина.