Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова получила письмо от верующих с просьбой позволить им совершить в преддверии президентских выборов молебен перед иконой, находящейся в музее на реставрации. Музейное руководство собрало пресс-конференцию, чтобы объяснить широкой общественности, почему это невозможно.
История болезни
Впервые икона оказалась в музее в 30-е годы ХХ века. Там она пережила несколько реставраций. В 1958 году состояние иконы было признано аварийным, и ее перевели в стационарные условия в Государственные центральные художественные научно-реставрационные мастерские. «Лечили» ее в течение восемнадцати лет, и в 1976 году вернули в музей с заключением: «Грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой... При транспортировке и неблагоприятных условиях хранения это грозит полным его разрушением. Состояние грунта и красочного слоя необратимы, памятник нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированного реставратора. Икона должна находиться в состоянии покоя, живопись иконы не перенесет резких колебаний температурно-влажностного режима».
Икона заняла место в исторической экспозиции, где находилась до 1993 года, когда вместе с другими реликвиями была передана возрождавшемуся женскому Княгинину монастырю. Для того чтобы переезд не отразился на «здоровье» образа, музей даже заказал специальную витрину, внутри которой поддерживался нужный микроклимат. В 1998-м стеклянный киот заменили на новый. Игуменье провели подробный инструктаж о правилах ухода за памятником, который все равно оставался под наблюдением специалистов музея. И вот в феврале 2009 года при очередном осмотре на доске была обнаружена плесень. Ее оперативно удалили, но состояние иконы продолжало ухудшаться. Позже выяснилось, что монастырь не слишком тщательно заботился о сохранности реликвии: пол и стены вокруг протирались влажными тряпками, а один из четырех климатических приборов и вовсе был продан.
Хроника
спасения
Тогда комиссия ведущих российских реставраторов рекомендовала вернуть икону в фонды музея. 4 июня 2009 года ее перенесли в специально оборудованное помещение с оптимальными условиями: температура 18 градусов Цельсия, влажность 45-50%, горизонтальное положение. В течение полугода за иконой только наблюдали: дважды в месяц производили макросъемку и сравнивали результаты. Когда состояние памятника стабилизировалось, приступили к более сложному изучению процессов, происходящих внутри доски и красочных слоев.
Тогда впервые в России применили трехмерное сканирование. Передовая технология показала, что сама доска постепенно деформируется - выворачивается винтом. В 2010-м была сделана компьютерная томография, которая выявила огромное количество пустот внутри доски. В 2011-м московские специалисты провели макросъемку иконы с помощью микроскопа, чтобы оценить состояние красок и грунта на разных участках. Памятник обследовали в ультрафиолете и в инфракрасных лучах.
В итоге 22 сентября 2011 года на представительном реставрационном совете, в состав которого вошли специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, был сделан вывод, что икона находится в стабильном состоянии и можно приступить к ее реставрации. Методика была выбрана тогда же. Реставрация будет заключаться в укреплении доски, грунта и красочного слоя, удалении поздних вставок и выпаривании воска, которым в ХХ веке пытались укреплять изображение.
Музей объявил конкурс на право проведения этой поистине ювелирной работы. Светлана Мельникова надеется, что, несмотря на многочисленные изъяны закона о госзакупках, выиграют его профессионалы, понимающие всю ответственность задачи. Подрядчик станет известен в начале апреля.
Работать реставраторам предстоит во Владимире вахтовым методом, так как икона не подлежит транспортировке. Сколько времени займет процесс, пока не может ответить никто, так как неизвестно, как памятник отзовется на выбранную методику. Возможно, ее придется еще не раз пересматривать.
Поэтому пока не может быть и речи об удовлетворении просьбы о молебне у иконы, говорит генеральный директор ВСМЗ.
- Этот памятник не может быть использован по прямому назначению для нужд верующих. Это исключено. И насколько долго он будет в таком состоянии, не могут ответить даже специалисты, - заявила журналистам Светлана Мельникова.