Споры вокруг сохранения исторической застройки городов Владимирской области не утихают, периодически переходя в настоящие «бои местного значения» между активистами-общественниками и властями. У каждой из сторон ‑ своя правда, но в этом противостоянии мы очень напоминаем слепых, пытавшихся представить слона на ощупь: тот, кто схватился за хвост, утверждал, что слон похож на веревку, а державший слона за ногу был уверен, что тот ‑ как дерево. Наша беда, что у владимирского сообщества нет единой картины будущего наших городов. И это очень наглядно проявилось на Первой международной конференции «Урбанистика городов с историческим ядром», состоявшейся на прошлой неделе в областном центре.
Организаторами этого действа выступили ВлГУ, департамент внешних экономических связей администрации Владимирской области и руководство европейского проекта SPINE.Можно, конечно, было бы попенять организаторам на неровный уровень докладов: отдельные «открытия» остепененных участников, словно списанные из полувековой давности методички для внештатных экскурсоводов, вызывали у присутствовавших чувство неловкости перед именитыми гостями. Даже некоторые студенческие разработки, презентованные на форуме, смотрелись куда более убедительно. Ну, что есть, то есть. То и показали. В конце концов, для того чтобы повышать уровень осмысления нашей действительности, нужны какие-то критерии и ориентиры. И конференция их, безусловно, задала благодаря экспертам из Италии и Сербии и столичным модераторам. А широкая панорама взглядов и мнений позволила высветить основные болевые точки в развитии наших муниципалитетов.
В общем, «первый блин» не вышел комом. Но он очень напоминал групповой сеанс психотерапии, где искусный терапевт, в роли которого выступал декан высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский, выявлял источники проблем, беспокоящих «клиентов», и давал рекомендации по их преодолению.
Плутаем без цели
Главной проблемой наших городов оказалось отсутствие целей развития. Мы не знаем сами, чего хотим и куда идем. Отсюда непоследовательность градостроительной политики, действий по экономическому и социальному развитию.
- Во Владимирской области складывается любопытная ситуация, - прокомментировал Высоковский. - Почти везде есть весь пакет градостроительной документации, включая генпланы, правила землепользования... Везде бы так. А то у нас только около 40% муниципалитетов обзавелись такими документами. При этом, с бюрократической точки зрения, все выполнено на приличном уровне. Но почему-то создается впечатление, что созданы эти документы для галочки: они не отражают суть и плоть жизни городов, городских сообществ, в них отсутствуют здравое начало, попытка решать принципиальные для города проблемы. К этим документам нужен концептуальный «золотой ключик», с помощью которого они были бы «увязаны».
Примеров таких «неувязок» немало прозвучало и в ходе конференции. В частности, из области реставрации. Те, кто понимает ценность подлинности памятников, не имеет ни денег, ни возможностей их реставрировать, а те, кто имеет деньги и желание, не имеют представления о ценности аутентичности архитектурного облика. Отсюда и случаи, когда после «реставрации» памятник можно отнести к разряду утраченных. Контроль государства не всегда работает так, как нужно. Чаще всего он заключается в том, что собственникам приходится выполнять чудовищную по сложности (проекты, переделки, согласования) и очень затратную работу. А когда инвестор попытается эти затраты «отбить», снова появляется контролер с предписанием по функциональному использованию объекта, не всегда экономически оправданному. В результате только 1/3 инвесторов соглашается работать в условиях зашкаливающего за разумные пределы контроля, остальные ищут лазейки, в том числе коррупционные. Где и как искать конструктивное решение?
Комфорт или аутентичность
Не было согласия среди участников и по более общим вопросам. Одни выступавшие в качестве безусловной ценности выдвигали «аутентичность» архитектурной и бытовой среды исторических поселений, другие же настаивали, что при этом поселения должны развиваться, должен повышаться уровень жизни населения, что невозможно без развитой экономики.
- Даже туризм не будет расти без сопутствующей инфраструктуры, в первую очередь транспортной и бытовой, - доказывал доцент ВлГУ Григорий Трунин. - Для современного туриста при выборе маршрута важны не только исторические памятники, но и комфортные гостиницы, организация питания, интересный досуг.
В качестве примеров удачного внедрения новейших технологий в пространство исторических территорий Трунин привел современные мосты в европейских странах (Виадук Мийо, Гейтсхедский «мост тысячелетия» и мост Миллениум в Лондоне), строительство которых поначалу вызывало немало протестов общественности, но после эти сооружения и сами стали объектами привлечения туристов, не говоря уже о том, что с их помощью удалось решить многие транспортные и экономические задачи. Примеры, правда, несколько дерзкие для патриархальных владимирцев. Ведь даже очень элегантный проект нового туристического комплекса в Суздале, тактично вписанный австрийскими архитекторами в ландшафт, вызвал неоднозначную оценку у участников конференции. Одна ученая дама обозвала его монстром, который уничтожит древний город. По-моему, абсолютно незаслуженно. Но это показатель того, как трудно достичь консенсуса нашей общественности по вопросу развития исторических территорий.
- Для исторических городов очень важно, как себя чувствует население. Если цель ‑ музеефикация всего города, то молодежь из такого поселения будет однозначно уезжать. Если нет цели весь город превратить в музей, то каким образом современность будет уживаться с задачей сохранения исторического облика? - озадачивал ораторов Александр Высоковский.
Он же постоянно вводил выступавших в ступор простыми вопросами: кому адресованы ваши проекты, кто согласится в них инвестировать, за счет чего они окупятся, какую пользу принесут жителям? Однако на эти вопросы редкие докладчики отвечали внятно. Получалось, что вроде бы отстаивают они хорошее дело, но чем и для кого оно хорошее ‑ сами не знают.
Надо чаще встречаться
Главный координатор проекта SPINE Неманья Петрович пытался донести до участников конференции мысль о том, что историческое наследие ‑ актив для развития:
- Но этот актив превращается в ничто, если вы не знаете, как им распорядиться. Чтобы приносить пользу, он должен быть интегрирован в современную городскую среду.
Вот здесь и начинаются разногласия. И чтобы их преодолеть, нужно для начала начать встречаться и разговаривать друг с другом. В конце концов, если мы вдруг все же договоримся, к какой же цели мы должны двигаться, может, и дискуссия о путях ее достижения пойдет более конструктивно.
И формат международной конференции показал себя в этом смысле очень перспективным. Почему-то не получается у нас цивилизованно договариваться в своем кругу, например, на публичных слушаниях по важным вопросам городской жизни. А в присутствии международных и столичных экспертов мы как-то сразу начинаем вести себя более ответственно. Так что рассчитываем на то, что конференция по урбанистике станет традиционной.