Древней Владимирской земле нужны новые достопримечательности. Задержавшиеся мартовские сугробы все-таки не могут заслонить неуклонно приближающийся туристический сезон. Гостей в нашу область хочется побольше, ведь они сильно пополняют бюджет региона. Но, оказывается, даже уникальное белокаменное зодчество имеет свой предел привлекательности.
Культурно-познавательный потокПо словам директора департамента по физкультуре, спорту и туризму Леонида Борисенко, в отношении туризма Владимирская область достаточно продвинута, что подтверждают и оценки министерства. Однако главная проблема кроется в составе туристического потока. Примерно 70 процентов туристов из 1 миллиона 700 тысяч, которые у нас побывали в 2011 году (примерно столько же приезжало и в 2010-м), приезжали с культурно-познавательными целями - это соборы, монастыри, музеи.
- Наши соседи в Московской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Ивановской областях, по сути, предлагают туристам то же самое, - говорит Леонид Борисенко. - На этом поле рынок забит до отказа. С цифрой 1700000 туристов в год мы подходим к тому пределу, выше которого подняться уже не сможем. Не исключено и снижение. Много средств вкладывают соседи-конкуренты, чтобы привлечь гостей к себе.
Что же делать? Остается создавать новый турпродукт. Это проблема, которая реально встала перед нашим регионом. Не только в российском, но и в мировом туризме, растут такие разновидности, как экологический, событийный, деловой туризм.
Кстати, наша область хороша и зимой, так что для нас может стать фишкой зимний спортивный туризм.
Культурно-познавательный туризм, скорее всего, на Владимирской земле останется основным. Но соотношение должно измениться в сторону уменьшения его доли - полагают областные чиновники, ответственные за развитие туристической сферы.
Примерно 3 миллиарда рублей область заработала на туризме в прошлом году. Не все эти деньги идут в казну, в основном их получили частные фирмы. Но налоги они платят во Владимирской области. Поэтому вложения в туризм окупаются многократно. Главное, выбрать, куда вернее вкладывать.
Чего не хватает
Туризм базируется на четырех столпах: объекты показа, турфирмы, инфраструктура и продвижение региона как привлекательного для гостей.
На сегодняшний день нужны новые музейные экспозиции, они создаются. Примеры на территории Петушинского района - Музей шоколада и Музей петуха. Надо больше.
Каждое лето сотни туристов сплавляются по рекам области на байдарках и прочих плавсредствах. И их может быть больше, но без вреда для природы. Областной департамент объявляет конкурс на строительство зеленых стоянок с выделением бюджетных денег.
- Прошло время, когда участники лодочных походов просто размещались в лесу. Сейчас для таких туристов необходимы ухоженные места для стоянок, начиная от туалета и заканчивая мангалом, - говорит Леонид Борисенко.
Экотуризм развивается на базе фермерских хозяйств, которые могут принять туристов. Люди приезжают на месяц, на два: пожить в сельской местности, поесть и попить натуральных продуктов. Но надо создать условия. Если не будет теплого туалета, то московский турист не поедет жить на ферме.
В развитии экотуризма хорошо работает Судогодский район, подтягивается Гороховецкий. Есть экофермы и в других местах: в Киржачском, Суздальском, Петушинском районах.
Создаются уже более туристические агрокомплексы: на базе фермерских хозяйств, но в более продвинутом варианте. Как, например, экопарк в Суздальском районе и еще один агротуристический комплекс, где будет даже поле для гольфа.
Под Владимиром появился экстрим-парк, прежде всего для молодежи, желающей добавить адреналина.
В гостиничном хозяйстве сложилась противоречивая ситуация. Инвесторы идут во Владимирскую область и продолжают строить отели бизнес-класса. Сейчас таковые даже в избытке. Проблема в гостиницах эконом-класса. Мнение инвесторов в их пользу переломить пока не удается. А в том же Суздале многочисленные детские группы в каникулы на ночлег поселить негде ‑ размещение в элитарных отелях многие родители оплатить не могут.
Также туристу у нас приходится потрястись по плохим дорогам в городах, при том, что сами фасады наших туристических городов часто угнетают - облезлостью и запущенностью.
- Это смазывает впечатление от самых красивых мест, к которым ведут туристов, - полагает Леонид Борисенко.
Нужны
кластеры
Продвижение туристической привлекательности региона в департаменте по спорту и туризму видят как раз непосредственной государственной задачей. Отсюда участие во всевозможных выставках за пределами области и организация рекламных туров для туроператоров по региону.
Ну а главный стратегический расчет сделан на то, чтобы помочь крупным инвесторам стимулировать их через федеральную целевую программу по развитию туризма.
По словам Леонида Борисенко, в программу заложили солидную сумму - 90 миллиардов рублей, но растянули ее на 6 лет. Владимирскую область в планах финансирования поставили условно на 2015 год. А условие - создание в регионах туристических кластеров, то есть комплексных объектов того или иного туристического профиля. Для получения федеральных денег надо не только спланировать составляющие кластера, но и подготовить документацию. В нашем регионе готовят несколько проектов туристических кластеров, и к сроку в администрации области надеются выйти на федеральный уровень со всеми необходимыми документами, экспертизами, земельными участками.