Коверинская начальная школа. Первоклассник Андрюша стоит на ступеньках школы и с нетерпением ждет свою подружку Полину, чтобы вместе идти домой. Ну и пусть Полина умнее его, она ведь учится уже в третьем классе. Выбирать не приходится. В Димином классе вместе с ним всего двое учеников. И хотя многим кажется, что у сельской малокомплектной школы нет будущего, Андрей бережно несет Полинин портфель и мечтает о том, как получит образование и вернется в свое село.
- Я стану директором школы, - выдыхает мальчик.Подъезжает желтый школьный автобус. Забирает малышей, везет их домой в соседние поселки. Школа пустеет. Только на первом этаже в кроватках тихонько посапывают детсадовцы. Им тоже нашлось место в двухэтажном здании Коверинской школы. На очереди в эту детсадовскую разновозрастную группу еще 30 человек.
В школе пока всего 23 школьника. Четыре учителя и директор - вот и весь педколлектив. Но этого хватает. Основные уроки второклашек и четвероклассников проходят в одном классе. А первоклашки осваивают азы русского и математики вместе с учениками третьего класса. Программы разные, но учителя хватает и на тех, и на других. Тем более что их немного.
- Учителя справляются. К ученикам у нас индивидуальный подход, - говорит директор Коверинской начальной школы Елена Кемпф.
На грани
выживания
Но из-за малокомплектности финансирование таких школ низкое.
Финансирование малокомплектной сельской школы должно зависеть не от количества учеников, а от потребностей школы, уверены все директора сельских школ. Иначе ситуация тупиковая. Как прошлой зимой в той же Коверинской школе, когда ни дня не отапливалось здание. Выживали на обогревателях. Температура иногда доходила до 7 градусов тепла.
- Тяжело было, - вспоминает Елена Владимировна, - даже пытались сами топить котельную углем. Пусть и на обогревателях, но мы справились, и школа ни дня закрытой не стояла. В этом году благодаря управлению образования района ситуацию удалось исправить. Теперь тепло!
Занятия приходится подстраивать под расписание камешковской школы, ведь именно оттуда приходит автобус со старшими школьниками и увозит младше-классников домой в соседний поселок. Но дети и учителя здесь - одна большая семья. Им настолько уютно, настолько спокойны родители за своих малышей, что они с ужасом думают о том, что малокомплектные школы сегодня все чаще ликвидируют или присоединяют к соседним.
Только в прошлом учебном году ликвидировано пять сельских школ. Утратили статус юридического лица в связи с присоединением еще 14 школ. Уже в течение первого полугодия этого учебного года закрыто 6 сельских школ. А открылось всего две: в Муромском районе детсад был преобразован в начальную школу, и в Камешковском районе воссоздана Второвская школа.
Чуть больше 20 тысяч учеников учится в сельских школах. Большинству из них приходится добираться в соседние поселки на автобусах.
- У нас в Гусь-Хрустальном районе от нашей деревни до Григорьевской средней школы такая страшная дорога. Колдобина на колдобине, к тому же она узкая и скользкая, - рассказывает Ирина Владимирова, мама пятиклашки. - Я каждый день боюсь, что с автобусом что-то случится. Особенно зимой - когда дорогу практически не видно из-за отсутствия освещения. Если честно, активно уговариваю мужа перебраться жить в город - никаких нервов не хватит.
А ведь еще есть ребята, которые ходят в школу пешком из-за отсутствия какого-либо транспорта. В Петушинском районе некоторые учащиеся добираются до своей альма-матер железнодорожным транспортом.
Уровень
образования
Как ни крути качество образования в сельской школе ниже, чем в городской. Яркий показатель - ЕГЭ. Средний бал по ЕГЭ в сельских школах намного ниже среднего по области. Более 2% сельчан вообще не справляются с ЕГЭ (в городских школах - 1%). А в некоторых сельских школах нет таких предметов, как музыка, ИЗО и информатика.
- У нас нет педагога музыки, никто не желает приезжать в село лишь ради пары часов в неделю, - разводит руками Елена
Кемпф. - Как сами выходим из положения? У нас есть караоке и инициативные учителя.
Но коверинцы наверстают свои музыкальные знания уже в средней школе в Камешкове. А как быть тем, кто ни разу за 11 лет не изучал этих предметов?
- В нашей школе проблем с кадрами нет, - говорит Надежда Чернова, директор Дмитриевогорской средней школы Меленковского района. - Может, из-за достаточно хороших зар-плат - в среднем около 18 тысяч рублей. А самая высокая оплата труда учителя в школе - 27 тысяч рублей. Учителя держатся за места. Со средним специальным образованием у нас только один социальный педагог. Остальные - с высшим.
Надежда Ивановна с гордостью добавляет, что ее дети сдают ЕГЭ не хуже городских, а по математике их школьный показатель даже выше областного.
- У нас односменные занятия, - объясняет Надежда Чернова. - После обеда ребята могут посещать различные курсы и предметные кружки: основ правоведения, краеведения, русской словесности.
Далеко не все школы могут похвастаться такими занятиями. Чаще всего после окончания уроков у ворот школы ребят уже ждет автобус, чтобы везти их домой.
Быть наравне с городскими
Каждому сельскому ученику хочется чувствовать себя наравне со сверстником из города. И если компьютеры сегодня есть в каждой, даже самой маленькой школе, то подключение к Интернету оставляет желать лучшего. Скорость низкая, да и далеко не в каждой сельской школе найдется грамотный педагог, способный обеспечить и детям нужное времяпрепровождение во всемирной паутине.
- Нашим детям не хватает помещений для различных студий и кружков, - говорит Надежда Чернова. - Необходимо создавать инфраструктуру, чтобы наши ребята не чувствовали себя обделенными.
Не всегда в сельской школе можно найти и медработника. Увы, его рабочий день предполагает лишь несколько часов нахождения в этой школе. Потом путь лежит в соседнюю - за несколько километров.
- Медицинское обслуживание в сельских школах эпизодическое, - констатирует Игорь Малыгин, главный специалист-эксперт отдела общего образования департамента образования администрации области. - Часто на одного медработника приходится сразу несколько сельских школ.
Перспектива
Не будет сельской школы, не будет и села. Это прописная истина.
- Школа - это культурно-просветительский центр села. Если она исчезнет, скоро исчезнет и село, - с горечью констатирует Антонина Хлопченкова, заведующая лабораторией «Сельская школа» Владимирского института повышения квалификации работников образования. - Мы просто обязаны помочь ей выжить.
Оптимизация школ грозит и учительской безработицей. Удастся ли устроить учителей на работу в те базовые школы, в которые переведут учеников из малокомплектных? Или им придется переехать в город? В другой регион? В лучшем случае, оставшиеся без работы учителя меняют специальность и работу, а бывает, что и спиваются.
В сохранении школы заинтересованы не только учителя и директор. Не только чиновники и руководители сельского поселения. В этом заинтересованы и сельхозпредприниматели, работающие на селе, и фермеры.
Понятно, что для сохранения и возрождения сельской школы на селе нужна как минимум какая-то экономика. Производство, рабочие места, заработок для молодых работников, инфраструктура. Найти таких инвесторов - задача властей. Иначе сельские школы и дальше будут закрываться, а села продолжат умирать.