30 марта 2012 в 01:02

Сельские школы: есть ли будущее?

Коверинская начальная школа. Первоклассник Андрюша стоит на ступеньках школы и с нетерпением ждет свою подружку Полину, чтобы вместе идти домой. Ну и пусть Полина умнее его, она ведь учится уже в третьем классе. Выбирать не приходится. В Димином классе вместе с ним всего двое учеников. И хотя многим кажется, что у сельской малокомплектной школы нет будущего, Андрей бережно несет Полинин портфель и мечтает о том, как получит образование и вернется в свое село.  
- Я стану директором школы, - выдыхает мальчик.
Подъезжает желтый школьный автобус. Забирает малышей, везет их домой в соседние поселки. Школа пустеет. Только на первом этаже в кроватках тихонько посапывают детсадовцы. Им тоже нашлось место в двухэтажном здании Коверинской школы. На очереди в эту детсадовскую разновозрастную группу еще 30 человек.
В школе пока всего 23 школьника. Четыре учителя и директор - вот и весь педколлектив. Но этого хватает. Основные уроки второклашек и четвероклассников проходят в одном классе. А первоклашки осваивают азы русского и математики вместе с учениками третьего класса. Программы разные, но учителя хватает и на тех, и на других. Тем более что их немного.
- Учителя справляются. К ученикам у нас индивидуальный подход, - говорит директор Коверинской начальной школы Елена Кемпф.
На грани
выживания
Но из-за малокомплектности финансирование таких школ низкое.
Финансирование малокомплектной сельской школы должно зависеть не от количества учеников, а от потребностей школы, уверены все директора сельских школ. Иначе ситуация тупиковая. Как прошлой зимой в той же Коверинской школе, когда ни дня не отапливалось здание. Выживали на обогревателях. Температура иногда доходила до 7 градусов тепла.
- Тяжело было, - вспоминает Елена Владимировна, - даже пытались сами топить котельную углем. Пусть и на обогревателях, но мы справились, и школа ни дня закрытой не стояла. В этом году благодаря управлению образования района ситуацию удалось исправить. Теперь тепло!
Занятия приходится подстраивать под расписание камешковской школы, ведь именно оттуда приходит автобус со старшими школьниками и увозит младше-классников домой в соседний поселок. Но дети и учителя здесь - одна большая семья. Им настолько уютно, настолько спокойны родители за своих малышей, что они с ужасом думают о том, что малокомплектные школы сегодня все чаще ликвидируют или присоединяют к соседним.
Только в прошлом учебном году ликвидировано пять сельских школ. Утратили статус юридического лица в связи с присоединением еще 14 школ. Уже в течение первого полугодия этого учебного года закрыто 6 сельских школ. А открылось всего две: в Муромском районе детсад был преобразован в начальную школу, и в Камешковском районе воссоздана Второвская школа.
Чуть больше 20 тысяч учеников учится в сельских школах. Большинству из них приходится добираться в соседние поселки на автобусах.
- У нас в Гусь-Хрустальном районе от нашей деревни до Григорьевской средней школы такая страшная дорога. Колдобина на колдобине, к тому же она узкая и скользкая, - рассказывает Ирина Владимирова, мама пятиклашки. - Я каждый день боюсь, что с автобусом что-то случится. Особенно зимой - когда дорогу практически не видно из-за отсутствия освещения. Если честно, активно уговариваю мужа перебраться жить в город - никаких нервов не хватит.
А ведь еще есть ребята, которые ходят в школу пешком из-за отсутствия какого-либо транспорта. В Петушинском районе некоторые учащиеся добираются до своей альма-матер железнодорожным транспортом.
Уровень
образования
Как ни крути качество образования в сельской школе ниже, чем в городской. Яркий показатель - ЕГЭ. Средний бал по ЕГЭ в сельских школах намного ниже среднего по области. Более 2% сельчан вообще не справляются с ЕГЭ (в городских школах - 1%). А в некоторых сельских школах нет таких предметов, как музыка, ИЗО и информатика.
- У нас нет педагога музыки, никто не желает приезжать в село лишь ради пары часов в неделю, - разводит руками Елена
Кемпф. - Как сами выходим из положения? У нас есть караоке и инициативные учителя.
Но коверинцы наверстают свои музыкальные знания уже в средней школе в Камешкове. А как быть тем, кто ни разу за 11 лет не изучал этих предметов?
- В нашей школе проблем с кадрами нет, - говорит Надежда Чернова, директор Дмитриевогорской средней школы Меленковского района. - Может, из-за достаточно хороших зар-плат - в среднем около 18 тысяч рублей. А самая высокая оплата труда учителя в школе - 27 тысяч рублей. Учителя держатся за места. Со средним специальным образованием у нас только один социальный педагог. Остальные - с высшим.
Надежда Ивановна с гордостью добавляет, что ее дети сдают ЕГЭ не хуже городских, а по математике их школьный показатель даже выше областного.
- У нас односменные занятия, - объясняет Надежда Чернова. - После обеда ребята могут посещать различные курсы и предметные кружки: основ правоведения, краеведения, русской словесности.
Далеко не все школы могут похвастаться такими занятиями. Чаще всего после окончания уроков у ворот школы ребят уже ждет автобус, чтобы везти их домой.
Быть наравне с городскими
Каждому сельскому ученику хочется чувствовать себя наравне со сверстником из города. И если компьютеры сегодня есть в каждой, даже самой маленькой школе, то подключение к Интернету оставляет желать лучшего. Скорость низкая, да и далеко не в каждой сельской школе найдется грамотный педагог, способный обеспечить и детям нужное времяпрепровождение во всемирной паутине.
- Нашим детям не хватает помещений для различных студий и кружков, - говорит Надежда Чернова. - Необходимо создавать инфраструктуру, чтобы наши ребята не чувствовали себя обделенными.
Не всегда в сельской школе можно найти и медработника. Увы, его рабочий день предполагает лишь несколько часов нахождения в этой школе. Потом путь лежит в соседнюю - за несколько километров.
- Медицинское обслуживание в сельских школах эпизодическое, - констатирует Игорь Малыгин, главный специалист-эксперт отдела общего образования департамента образования администрации области. - Часто на одного медработника приходится сразу несколько сельских школ.
Перспектива
Не будет сельской школы, не будет и села. Это прописная истина.
- Школа - это культурно-просветительский центр села. Если она исчезнет, скоро исчезнет и село, - с горечью констатирует Антонина Хлопченкова, заведующая лабораторией «Сельская школа» Владимирского института повышения квалификации работников образования. - Мы просто обязаны помочь ей выжить.
Оптимизация школ грозит и учительской безработицей. Удастся ли устроить учителей на работу в те базовые школы, в которые переведут учеников из малокомплектных? Или им придется переехать в город? В другой регион? В лучшем случае, оставшиеся без работы учителя меняют специальность и работу, а бывает, что и спиваются.
В сохранении школы заинтересованы не только учителя и директор. Не только чиновники и руководители сельского поселения. В этом заинтересованы и сельхозпредприниматели, работающие на селе, и фермеры.
Понятно, что для сохранения и возрождения сельской школы на селе нужна как минимум какая-то экономика. Производство, рабочие места, заработок для молодых работников, инфраструктура. Найти таких инвесторов - задача властей. Иначе сельские школы и дальше будут закрываться, а села продолжат умирать.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
29 минут назад В Федерации бокса Владимирской области подвели спортивные итоги 2023 года
28 марта во Владимире подвели итоги работы областной Федерации бокса. В мероприятии приняли участие первый заместитель губернатора Александр Ремига, председатель правления Федерации бокса региона Михаил Шашков, и.о. мин…
час назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…