Молодые парламентарии вносят предложения, как защитить юное поколение В минувший вторник прошли общественные слушания Молодежного парламента Владимирской области IV созыва по проекту областной целевой программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей на 2013-2015 годы». Молодые депутаты и представители бизнес-структур предлагали свои ответы на вопрос, так как же оградить наивного и еще неопытного ребенка от информации, угрожающей его морально-нравственному здоровью и развитию.
Информацию будет фильтровать законС сентября 2012 года вступает в силу новый федеральный закон «О защите детей от вредной информации». Закон из разряда «наконец-то». Наконец-то четко будет определено, какая информация может нанести вред здоровью и психике ребенка. Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.
Что же будет происходить на практике с маркировкой информационных продуктов для детей, во многом будет зависеть от активности инициативных групп и общественных объединений, партий и лоббирующих структур, которые теперь будут вооружены новым законом и смогут реально влиять на федеральные и региональные программы, товары и услуги для детей.
- Сейчас мы разрабатываем долгосрочную программу «Обеспечение информационной безопасности детей». Она касается именно создания четких организационно-правовых механизмов защиты детей от такой информации и профилактических альтернативных мер, - рассказывает Алексей Чернышев, председатель комитета по социальной политике администрации области. - Надо сказать, что наша область - одна из передовых. Никто из соседей такие программы еще разрабатывать не начал.
Что предлагает молодежь?
Депутаты областного Молодежного парламента вносят свои предложения в программу. Среди них - бесплатные пособия про интернет-секьюрити и телевизоры с системой блокировки. Есть идеи об организации и проведении конкурсов на лучшую социальную рекламу. Гранты победители и призеры смогут потратить на реализацию своих идей. Понятно, что такие конкурсы уже проводятся. Но реальных баннеров, плакатов, буклетов, роликов слишком мало.
- Мы предлагаем создание единого для Владимирской области специализированного портала, так называемого «интернет-советчика», - говорит Дарья Иванцова, депутат Молодежного парламента. - Чтоб был актуален и для родителей, столкнувшихся с проблемами воспитания ребенка, и для самого ребенка.
Гости слушаний - студенты и представители бизнес-структур - в один голос заявили о дороговизне запуска такого сайта, а главное - будет ли он столь же популярен среди школьников, как социальные сети.
- Не лучше ли создать не сайт, а специализированные разделы на уже существующих сайтах учебных заведений, - стали поступать предложения. - Сегодня большинство таких сайтов не работает. Созданные для галочки, они не пополняются новой информацией, не отслеживают нововведения. И, возможно, новые странички как раз оживят школьные порталы.
Кто в ответе за наших детей в Интернете?
Еще пару лет назад родители были рады, что их дети променяли опасную и губительную улицу на походы во Всемирную паутину. Не тут-то было. В Интернете опасностей не меньше. И родители снова бьют тревогу.
Тем более что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Более 10 миллионов российских детей активно пользуются Всемирной паутиной.
Первый помощник родителям и учителям сегодня - это провайдер.
- На сегодняшний день пагубных ресурсов существует порядка 60 миллионов. И ежедневно их список пополняется еще на 2-5 тысяч адресов, - приводит неутешительные факты Павел Шатохин, первый заместитель генерального директора Владимирского филиала ОАО «Ростелеком».
Этот провайдер с центрального узла вводит ограничения доступа к пагубным сайтам со школьных компьютеров. Но только с тех, где со школами заключен договор.
- Все равно такая программа на сто процентов безопасность подрастающего поколения не обеспечит, - говорит Павел, - необходима система контента фильтрации на каждом персональном компьютере.
Но даже если школьные компьютеры смогут-таки ограничить доступ к вредоносным сайтам, как быть с сетью дома, в интернет-кафе и клубах? Сейчас некоторые провайдеры активно внедряют новые социальные тарифы для детского безопасного пользования. Вот только далеко не все родители о таких тарифах знают, а многие из них, увы, не хотят знать.
Какую информацию несут бесплатные газеты и глянец в киосках?
Главное, чтоб после ограничения интернет-сайтов у ребенка не появилась тяга к «запретному плоду» или он не начал «назло» искать альтернативу пагубным сайтам. А найти ее есть где. В обычных киосках «Роспечати» на остановке или просто рядом с домом - журналы для мужчин и просто эротической направленности выложены вполне в зоне досягаемости детей.
По словам генерального директора ВТФ «Роспечать» Натальи Амелиной, грань дозволенности очень тяжело определить.
- На газетах и журналах не пишут ограничения по возрасту и порой очень сложно понять, несет ли тот или иной журнал или газета вред здоровью ребенка, - говорит Наталья Владимировна.
Ее слова подтверждает и главный детский омбудсмен региона. Геннадий Прохорычев начал свое выступление с показа разворота одной из владимирских бесплатных газет.
- Посмотрите, рядом с детской страничкой врач-сексолог предлагает, как заняться анальным сексом. Это не мы нашли на самом деле. К нам обращаются родители, их дети задают вопросы, - говорит Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области.
Если это взрослая газета - нужно об этом писать, если детская - такие вещи необходимо убирать.
- И главное - при разработке программы и мероприятий стоит помнить, что запрещение - лишний повод обратить на это внимание ребенка. Наша же задача защитить, - добавляет Геннадий Прохорычев.
Детский омбудсмен предлагает для начала студентам и молодым депутатам провести мониторинг детей и родителей по вопросам доступности источников получения информации. Потом посмотреть и провести анализ СМИ и рекламы в муниципальных образованиях.
- И по результатам такого мониторинга подготовить уроки для школьников о медиабезопасности, которые будут проводить не взрослые «дяди» и «тети», а старшие товарищи, например, депутаты Молодежного парламента. Это было бы лучшее влияние на подрастающее поколение.