Историки, священники и обычные жители спорят уже не одно десятилетие. Названия улиц менялись всегда. Было это и в дореволюционную эпоху, и в советское время, и в современном мире.
Мир меняется - и этот процесс естествен. Бывает, что улица меняет свое название регулярно - раз в десятилетку. Вот только нужно ли это?Уличные имена
Краеведы время от времени поднимают вопрос о возвращении старых названий улицам, которые были переименованы в советские времена. Часть улиц обретают новые названия, и разговор на какое-то время затихает. Вновь о технологии переименовывания заговорили потому, что жители улицы Подбельского областного центра хотят поменять ее название.
Одни написали письмо в Епархию с просьбой благословить новое название - имени священника Афанасия Сахарова. Другие требуют возврата прежнего названия - Троицкая. А третьи согласны жить и на улице имени участника кровавого подавления восстаний - им и так неплохо.
- У нас, в общем-то, уже есть гимназия Афанасия Сахарова, в Коврове есть улица Афанасия Сахарова, и есть звезда Афанасия Сахарова - говорит краевед Андрей Тихонов. - А улица Подбельского, на которой расположен храм Святой Троицы, где, кстати, и служил Афанасий, исконно носила название Троицкой. Поэтому если говорить о возвращении, то надо вернуть историческое название.
Кто же и как должен решать судьбу уличных имен?
На самом деле при администрации каждого района, города и даже сельского поселения должна работать топонимическая комиссия. Именно она, в составе представителей органов власти, БТИ, земельного комитета, топонимистов-краеведов, географов, специалистов русского языка, должна придумывать названия вновь появившимся улицам, площадям, скверам и переименовывать уже существующие.
Так должно быть. Но на деле получается иногда совсем по-другому. Например, в маленьких поселках и деревнях улицам названия дают ради формальности и совершенно не учитывают, как в старину назывались эти улочки. Были, например, в селе Павловское Суздальского района улицы Новолинка, Кисарово, Попова гора. Теперь появились Молодежная, Зеленая, Школьная. Вроде бы нормальные названия, но ведь подобные есть практически в каждом населенном пункте, а жителям хотелось бы чем-то своим гордиться, передать детям историю этих улиц.
- Какое время просуществуют прежние названия в устной речи? - разводит руками Сергей Полотцев, житель села. - Пока будут живы старожилы, а их осталось чуть больше десяти человек. Тогда, когда переименовывались улицы, никаких обращений ни к краеведам, ни к местному населению не было. Понятно, что сейчас вся эта процедура достаточно затратна. Так, может, стоит просто повесить рядом с названием улицы еще одну табличку, на которой в скобках было бы ее прежнее имя.
В областном центре топонимическая комиссия существует с 1995 года.
- Постоянно поднимаются вопросы о переименовании. Но наиболее масштабно городской Совет занялся сменой названий улиц в 90-е годы, - рассказывает тогдашний мэр Владимира Игорь Шамов. - Мы не переименовывали улицы, а возвращали им старые названия. Уверен, что улицы тоже можно считать своеобразными историческими памятниками. Тогда девятнадцать улиц поменяли свои имена. И деньги без проблем нашлись, и волнений среди жителей этот процесс не вызвал.
Запланировано было еще 46-ти улицам вернуть их прежние названия. Но срок полномочий тогдашнего горсовета истек, а новому все недосуг было взяться за столь масштабную работу.
Нужно или нет?
Главный же вопрос: нужно ли сегодня кому-нибудь переименование улиц? И вот тут мнения сильно противоречат друг другу. Священник Сергей Минин уверен, что названия улиц должны служить географическим ориентиром:
- Если название с этим не справляется, то это псевдоназвание. Улица должна служить городским ориентиром.
Его точку зрения поддерживают и владимирские краеведы, и топонимисты. Вот только для кого она станет географическим ориентиром? Для старожилов? Возьмем, например, улицу Осьмова. Найти ее новоселам города, гостям и юным владимирцам без навигатора довольно сложно. Хорошо, вернем ей имя Ивановская, так как некогда она проходила через Ивановские ворота. Вопрос возникает сам собой: а где Ивановские ворота, новоселы и гости должны знать? Неужели с новым именем эту улицу будет найти проще?
Тут скорее другое - сторонники идеи возврата прежних названий с удовольствием будут жить и ходить по Мироносицкой и Мещанской улицам, бродить по Жандармскому спуску и заглядывать в Боголюбовский переулок. Они убеждены, что как раз на прогулке с ребенком нужно начинать рассказывать об истории улиц, имеющих совсем разные, интересные, необычные названия: Царицынская, Солдатская, Ямская, Подъяческая.
- Улицы в нашем древнем центре должны быть избавлены от крови коммунистических палачей, - патетически заявляют сторонники. - Тем более что их именами наполнены улицы многих российских городов.
В поддержку этой точки зрения в скором времени выйдет в свет книга владимирского историка Валентины Титовой «В волшебном зеркале топонимии. История города через названия улиц, площадей».
Другая же часть горожан отрицают свое желание жить в мещанском Владимире и вступают в дискуссию: ведь Подбельский, Безыменский, Батурин - это тоже история. И Рабочий спуск, который так настойчиво хотят переименовать в Жандармский, ‑ тоже. Да, так получилось, что в советские времена улицы именовались и переименовывались в обязательном порядке - для увековечения деятелей и героев революции - как русской, так и других народов. В результате сложился некий «обязательный набор» для населенных пунктов СССР: центральная улица в абсолютном большинстве городов и поселений всех размеров - это улица Ленина. Центральная площадь - тоже, как правило, Ленина (и с памятником в центре), но возможны были и героически-возвышенные варианты: площадь Свободы, Победы. В каждом городе были (а во многих есть и сейчас) переименованные в первые годы советской власти улицы Розы Люксембург, Урицкого, Маркса, Энгельса, Красноармейская, Советская. И это тоже историческое прошлое нашей страны, областного центра! А хорошая или плохая - каждый решает для себя сам.
Еще держится на плаву мнение, что улицы революционеров нужно переименовать в улицы в честь тех, кто так или иначе прославил наш город. Андрей Боголюбский, Иван Шмелев или современники - Николай Андрианов, Перси Гурвич.
Правда, стоит ли ради новой улицы имени Андрианова вычеркивать с карт областного центра Спортивный переулок? Или, может быть, такое имя все-таки дать новой улице. Кстати, в областном центре, как и во многих других городах и поселках, очень много безымянных скверов, остановок - возможно, стоит им присвоить имена знаменитых владимирцев?!
В итоге - дискуссия не окончена. Решающий голос останется за городской властью.
Название сменили - топоним остался
А что творит русский язык обывателя! Пройдусь по «белоконке», сверну на «осипенку», а там и до «ворошилова» рукой подать.
Меняй не меняй, а русский народ все равно при своем останется. До сих пор таксисты ездят «на Ворошилова» (и даже те, кто и не должен помнить таких названий). А уж «ворошиловский рынок» буквально стал местным топонимом. Многие владимирцы остались верны памяти «Садовой», «площади Свободы», «улицы Фрунзе». Кстати, на последней до сих пор один из домов украшает памятная доска с объяснениями, в честь кого и когда улица так названа. Правда, с другой стороны дома висит-таки привычная синяя табличка: «Большая Нижегородская». Вводим в заблуждение туристов - пусть теряются в догадках. В 1997 году улица была переименована, и за почти 15 лет не нашлось времени, чтобы добавить на памятную доску одно предложение.
Топонимические казусы
После включения разных микрорайонов в черту города появились двойные названия - можно заняться их переименованием. Было бы, по крайней мере, гораздо понятнее такое желание и стремление. Двойные, а то и тройные улицы добавляют городу сплошную путаницу, особенно в работе экстренных служб. Школьные, Новые, Молодежные. А улиц Зеленых во Владимире целых пять.
Стоит уделить внимание и Тупиковому проезду. Интересное название, не находите? Если тупиковый, то почему проезд? А у нас их аж шесть штук!
И кто, наконец, будет следить за чистотой и правильностью табличек с названием улиц, расположенных на домах? Если не топонимисты, то уж точно городские власти. Фельдшеры и врачи «скорой помощи» постоянно пытаются убедить чиновников, что таблички с названием улиц и номерами домов должны быть на каждом доме.
Но просьбами все дело и заканчивается. Так же как и с разнесчастным Николаем Михайловичем Осьмовым, точнее с улицей, названной в его честь. Из года в год журналисты и топонимисты пишут: ну поменяйте вы неправильные таблички. А воз и ныне там. Это уже своего рода местная достопримечательность: одна половина улочки носит имя Осьмова, а другая - некоего Осьмого. Причем дома «разных» улиц чередуются, а то и произвольно перемешаны.