10 апреля 2012 в 02:20

Шкафы историков пополнились скелетами

Фото: Виктории СМИРНОВОЙ.
 Археологи подвели итоги сезона 2011 года В Культурном центре ВлГУ открылась археологическая выставка. В первый день ее работы сотрудники Владимирского областного центра археологии ВлГУ познакомили студентов с главными находками полевого сезона 2011 года. Это традиционно - летом исследователи копают, зимой - обрабатывают находки и подводят итоги.
Исследования в Александрове
Прошлым летом археологи уделили большое внимание изучению культурного слоя в Александрове методом разведочных работ. И хотя особых открытий эти раскопки не принесли, тем не менее дали археологам массу полезной информации. С помощью шурфов (точечных раскопов) исследователи определили точные границы средневекового культурного слоя на правом берегу реки Серы, напротив Александровской слободы.
- Раньше такие раскопки именно на этой стороне реки проводились бессистемно, - рассказывает сотрудник Владимирского областного центра археологии Сергей Сазонов. - И теперь, по предварительным данным, мы можем сказать, что в районе исследованных кварталов находились слободы XVI-XVII веков.
Разведочные работы помогли приоткрыть и завесу тайны над старой планировкой Александрова, улочки которого располагались не перпендикулярно, а связывали узловые точки города.
Находка во Владимире
У археологов тоже есть свои скелеты в шкафу. Только не в переносном смысле. По итогам прошлого сезона шкаф владимирских археологов значительно пополнился. Раскоп на углу улиц Златовратского и Герцена, рядом с Ильинской церковью, через толщу земли открыл следы братской могилы древних владимирцев.
- Мы, несомненно, имеем дело с последствиями трагических событий истории Владимира, происходивших в феврале 1238 года, когда монголо-татары осадили город, - рассказывает сотрудник Владимирского областного центра археологии Данил Кабаев. - Вблизи раскопа найдены соответствующие времени захоронения следы древнерусских усадеб со следами пожара.
В этом так называемом «22-м квартале» - участке под застройку в районе Большой Нижегородской - ученые копают с начала 90-х. За это время был вскрыт огромный участок древнего города с усадебной жилой застройкой. Там-то и был обнаружен самый известный на сегодняшний день клад ювелирных изделий. И кто бы мог подумать, что последний для работ на этом участке 2011 год ознаменует такая находка: в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной именно в ходе осады и штурма города, были обнаружены останки 50 человек, умерших насильственной смертью.
Археологами было установлено, что в братской могиле - 36 взрослых и 14 детей, среди которых есть и трехмесячные малыши. Людей же пожилого возраста нет совсем.
Стоит сказать, что это первая находка братских могил XIII века во Владимире.
- Она еще ценна тем, что в советское время сложилось мнение историков о Владимире как городе, где археология мало что может обнаружить, - говорит Данил Кабаев, сотрудник Владимирского центра археологии ­ВлГУ. - Здешняя почва практически не сохраняет древесных и других органических останков, поэтому и подобных отложений до XV-XVII веков мы не встречали.
Подобные братские могилы были найдены пока только дважды - в Ярославле и Изяславле. Владимирское же захоронение уникально тем, что оно было создано спасшимися владимирцами не через какое-то время, а сразу, буквально после боя. И поскольку стояла зима и почва промерзла, людей похоронили в подвале жилого дома. По словам же археолога Данилы Кабаева, в Ярославле погибших при взятии города похоронили в братских могилах-рвах только весной. Наверное, поэтому в этой восточной части города Владимира долго не селились люди - людская молва о братском кладбище уберегала.
Большинство травм, полученных владимирскими воинами и мирными жителями, судя по останкам, были несовместимы с жизнью. Из 24 более или менее сохранившихся черепов лишь девять - без следов травм.
- Характер травм - рубленые и нанесенные тяжелым предметом, - рассказывают сотрудники Владимирского областного центра археологии. - Это подтверждают и найденные рядом орудия убийства, которыми как раз и были лишены жизни наши земляки. Это кистени (гирька, привязанная к рукоятке), использовавшиеся всадниками в ближнем бою, топоры и стрелы.
Большинство из похороненных умерли от мощных сабельных ударов, нанесенных сверху. Получается, что монголо-татары добивали раненых, отсекая им головы.
Теперь можно рассчитывать на восстановление облика древнего владимирца. До этого владимирские археологи находили только фрагментарные могильники. Чтобы составить наиболее полное представление о внешности жителей древнего Владимира, нужна была именно массовая находка. Антрополог, сотрудник института Музея антропологии Московского университета, уже снял все необходимые показания для составления таблиц и цепочек закономерностей, которые и определят облик среднестатистического владимирца.
Работы в 22-м квартале еще будут продолжаться. И хотя эта часть города изучена лучше всего, она же и самая интересная для археологов.


Данил Кабаев,
археолог:
- Находки, в том числе и клады, в наши дни - это исключительно случайность. Все зависит от застройщика, который, арендуя участок памятника в целях строительства, приглашает археологов перед застройкой. Он-то и берет на себя расходы по проведению раскопок на той территории, которая будет уничтожена в рамках строительных работ.
Город в домонгольское время был застроен полностью. И где похоронены остальные павшие при штурме жители древнего Владимира, неизвестно. Будем надеяться на будущие исследования.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
48 минут назад Один человек погиб в ДТП с лосём на трассе «Собинка - Радужный»
Вечером 1 мая на трассе «Собинка - Радужный» во Владимирской области произошло столкновение двух легковых автомобилей с перебегавшим дорогу лосём. По предварительной информации, в аварии погиб как минимум один человек, а…
вчера в 15:29 При столкновении двух кроссоверов на трассе М-12 под Владимиром погиб человек
Один человек погиб и пятеро получили различные травмы в результате ДТП с участием двух кроссоверов на платной автомагистрали М-12 во Владимирской области.