В первом квартале текущего года доходы областного бюджета составили 4,5 млрд рублей, из них немногим больше половины ‑ налоговые и неналоговые доходы. При этом в сравнении с первым кварталом года прошлого на 4,3% в муниципалитетах упали налоговые поступления. Но это объясняется законодательной «потерей» местными бюджетами поступлений от транспортного налога и госпошлины за регистрацию транспортных средств. Этот налог теперь уходит в областной дорожный фонд, а госпошлина ‑ в федеральный бюджет.
Кто-то поэтично настроенный сказал, что «есть искусство зарабатывать деньги, а есть искусство их тратить». Судя по анализу первого заместителя директора областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Петра Бочарова, озвученному им на ежемесячном совещании с главами органов местного самоуправления, многим муниципалам еще есть куда стремиться в освоении обоих из искусств. Во всяком случае, результат работы в первом квартале 2012 года это ясно показывает.Миллионы недоимки
Если смотреть в целом по области, то с довольно весомым плюсом в первые три месяца года собирались НДФЛ (109,4% к аналогичному периоду прошлого года) и
ЕНВД (106%). Но все это явно не благодаря отдельным, допустившим провал муниципалитетам из-за которых налоговая недоимка, наоборот, выросла ‑ на пять с лишним процентов и достигла 268 млн рублей. Рекордсмены по росту недоимки у нас Ковров (+16,9 млн) и Муром (+13,5 млн)... «Практически на уровне исполнен земельный налог», - говорит Петр Бочаров. Но при этом констатирует, что из 268 млн недоимки 61% - именно по земельному налогу.
Соберем ‑ не соберем...
Занятный нюанс: некоторые муниципалитеты уточнили свои планы по налоговым и неналоговым доходам в этом году в сторону увеличения ‑ дескать, собрать сможем больше. Но как, если даже прежние планы не выполняются? Петр Михайлович привел пример Гусь-Хрустального района, самоуверенно увеличившего свой план по неналоговым поступлениям (от продажи и аренды муниципального имущества) аж на 62 млн рублей. При этом «старый» план за первый квартал исполнен лишь на 6,7% (при среднем показателе по региону в 20%). К чему это может привести? К невыполнению расходных обязательств и образованию кредиторской задолженности, потому что на каждый доход в местных бюджетах прописывается свой расход ‑ чаще всего социальный или коммунально-дорожный.
А еще муниципалы, считают в финансовом департаменте, мало внимания уделяют «обоснованности предоставления налогоплательщикам преференций в виде снижения ставок налогов, устанавливаемых для расчета налогооблагаемой базы». Например, не всегда по разумным основаниям понижают коэффициенты для расчета ЕНВД. При этом в списке муниципалитетов, установивших самые низкие коэффициенты, нет богатых территорий. Неужели же у них в бюджете денег куры не клюют? Спору нет ‑ льготы по налогам имеют право на жизнь, но они должны, по сути, предоставляться только значимым для городов и поселков фирмам, учреждениям, предприятиям и приносить определенную эффективность. А с этим, видимо, проблема. Иначе почему из 127 муниципалитетов оценку эффективности сниженных ставок местных налогов провели только 47? Остальные льготы дают, но как, зачем, почему и какой от этого толк, не анализируют.
Недоплачивают!
Отдельные муниципальные образования успешно пользуются средствами областного бюджета, не перечисляя в область налог на имущество по объектам недвижимости, находящимся в муниципальной казне - констатирует Петр Бочаров. По данным отчета за 2011 год, финансовые активы и имущество казны муниципалитетов составляют 9,6 млрд рублей ‑ то есть это весомая налогооблагаемая база. Вот только в муниципальной казне все больше имущества, которое не закреплено ни за каким балансодержателем. А значит, и налог на имущество платить некому. Петр Михайлович не скрыл определенной доли сарказма: «В результате такой «гибкой», «мудрой» политики муниципалитетов областной бюджет недополучил за прошлый год около 212 млн рублей».
У Владимира и Коврова имущества в муниципальной казне сейчас на 2 миллиарда (пополам). А Александровский район и вовсе дошел до цифры в 2,8 млрд. «Если перевести все это на налоги, то Александровский район пользуется примерно 62 миллионами рублей областного бюджета, а Владимир и Ковров - в среднем по 20 млн».
Губернатор Владимирской области Николай Виноградов предложил подготовить по этому поводу запросы в надзорные и правоохранительные органы.
Не потратили? Верните!
Что касается расходов, то в искусстве тратить деньги мы пока тоже несовершенны. Во всяком случае остатки целевых средств на счетах муниципалитетов выросли с начала года на 90 млн рублей. «Совсем неритмично», по мнению Петра Бочарова, осваиваются средства в таких важных отраслях, как дорожное и коммунальное хозяйство. Только у Владимира в остатках 21,4 млн, при этом 16,5 млн ‑ недотрачено еще с 2010 года. Беда в том, что дотратить их уже и не дадут - в соответствии с уведомлением Федерального агентства, на те же цели в этом году город сможет потратить только 4,8 млн. Остальное (явно не лишнее, судя по состоянию городских дорог и той же коммуналки) придется вернуть в федеральный бюджет.
В поселке Иватино Меленковского района застопорилась стройка детского дошкольного учреждения. Сдать его должны были в третьем квартале прошлого года, а теперь хорошо если сдадут во втором квартале 2012-го. И деньги ведь есть ‑ 130 млн. Но освоено пока лишь 68,9 млн.
163 млн составляют остатки субвенций в муниципалитетах на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье. Это 65% от суммы, полученной из федерального бюджета в 2011 году. Неужели все экс-военные у нас с квартирами? В Вязниковском районе, видимо, так и есть ‑ там даже еще и не приступили к освоению этих денег. Петушинскому и Александровскому районам, Владимиру в этом смысле тоже хвастаться особо не приходится.
Среди многомиллионных остатков есть даже 5 с небольшим миллионов (в бюджетах Владимира, Александровского и Киржачского районов), предназначенных на социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья. При этом срок реализации свидетельств о праве молодых семей на получение этих выплат истекает в текущем квартале.
С обеспечением жильем детей-сирот тоже не все в порядке. Областной бюджет предусмотрел в этом году 145 млн как раз на квартирки для них, в январе в муниципалитеты «ушли» 87,6 млн рублей... И что? За 24 млн рублей куплено всего 24 квартиры, а могло бы уже ‑ по имеющимся деньгам - быть больше 80. «Такой ситуации допускать нельзя», - категоричен Петр Бочаров.