Александр Мироедов, руководитель Владимирстата, государственный советник РФ 2-го класса, доктор экономических наук, считает, что проблема в другом ‑ в неумении пользоваться информацией.
- Александр Александрович, по многим экономическим показателям нашу страну опережают даже страны, которые относятся к менее развитым. Раз так, то и наша статистика «третья с хвоста»? Как вы сами оцениваете качество российской статистики?- Росстат не критикует только ленивый. Среди критиков есть и эксперты, и недовольные пользователи статданных. Бывают нарекания и от наших массовых потребителей. Люди считают, что мы инфляцию недосчитываем, среднюю зарплату завышаем...
На чем базируются эти замечания, сказать трудно. А вот методики Росстата известны и общедоступны. Система работает неплохо. Другое дело, что наше общество, экономика, объекты обследований до сих пор находятся в стадии преобразований и реформирования. Меняются нормативы и законы, одна конъюнктурная ситуация накладывается на другую. В какой-то момент сменяет ее. А статистике надо за всем этим успеть, и в идеале оперативно выдать обществу реальный информационный продукт. Да, не всегда успеваем. Но это касается микроуровней. Оценки же макропроцессов у нас объективные и надежные.
- Насколько наша статистика отличается от статистики других стран. Приходилось ли вам видеть работу ваших зарубежных коллег? И, вообще, отличия в этой сфере ‑ это хорошо или плохо?
- Единообразие статистических систем стран мирового сообщества ‑ это великое благо для всех: от специалистов-статистиков и обычных пользователей до руководителей стран и международных экспертных сообществ. И чем всеобъемнее оно будет, тем легче осуществлять сравнения и анализы, быстрее и точнее понимать происходящие процессы, осознать место каждой страны в мировой цивилизации. А как результат ‑ верное выстраивание приоритетов.
Но дело в том, что наша статистика на уровне международных стандартов до 90-х годов прошлого века была закрытой. В экономике был свой собственный учет. Мы отстали, мир ушел вперед. После перехода экономики России на рыночные рельсы от многих показателей и измерителей, подходивших для социалистической системы хозяйствования, пришлось отказаться. Надо было срочно догонять, перенимать опыт по многим направлениям деятельности у зарубежных коллег, особенно европейских. Например, они уже
с 60-х годов прошлого века работали в системе национальных счетов. Понятно, что для наших предприятий, отказавшихся от узкой специализации и внедряющих многопрофильность, нужны были и новый учет, и новый классификатор видов экономической деятельности, в том числе и услуг.
Отсюда наши первые стажировки. Самая первая моя поездка на стажировку была в 1994 году в Германию, в землю Нижняя Саксония. Полтора года учебы. 11 сессий в Германии. 11 ‑ в России. Честно признаюсь: нам в те годы пришлось многому учиться у зарубежных коллег. Позднее были учебы в Париже, Стокгольме, Люксембурге, Бонне. Освоенные нами методы и проекты внедрены и с успехом работают в системе госстатистики России.
Но статистика как наука и практика никогда не была застывшим монументом. Сейчас взаимообмен и пути гармонизации международных статистических стандартов осваиваются особенно активно. В марте этого года я в составе группы руководителей территориальных органов Росстата был направлен на учебу во Францию. Там мы участвовали в работе различных статистических форумов. Поделюсь одним из наблюдений. Сегодня набирает популярность и обретает сторонников идея т.н. Комиссии Джозефа Стиглица. Суть в том, чтобы сместить акцент статнаблюдений с выпуска продукции и реализации товаров, работ и услуг на их потребление государством, обществом, населением. Это будет напрямую характеризовать уровень качества жизни людей. Наблюдения за выпущенной продукцией, в силу разных причин, такой информативностью не обладают. Если эти взгляды найдут поддержку большинства стран мира, статистика встанет на порог кардинальных эволюционных перемен.
- Могут вас «попросить» улучшить показатели?
- Мы не можем этого сделать. Эпоха «красных и синих карандашей» навсегда ушла. Проблема сегодня в другом ‑ в неумении пользоваться информацией. Это во-первых. А во-вторых, мало информации конкретной и много ‑ ненужной. Плюс ко всему современным управленцам приходится принимать решения при дефиците времени и избыточности информации.
Актуальным становится быстрый информационный поиск необходимого для решения количества показателей. Правило счастливой семерки знаете? 7 дней, 7 чудес, 7 пятниц, 7 ветров, 7 холмов и т.д. Эффективность управления, когда в подчинении - не более 7 человек, а в основе идей и проектов - 7 показателей. Любая проблема делится на подпроблемы, но их должно быть не более 7. Допустимая погрешность - плюс-минус два.
Управленцам надо в полной мере использовать компьютер. Проблема просчитывается, выдается ее решение. Не стоит пытаться приукрасить бледные реалии за счет дутых цифр.
- Кем должен быть по специальности или по призванию успешный менеджер? На кого учились вы?
- Все чаще звучит мысль о необходимости новой парадигмы управления на всех уровнях. Я это почувствовал еще в 90-е годы, когда занимал ряд ключевых постов в администрации Владимирской области. Именно то сложное время, которое наряду со всеми драматичными моментами стало катализатором многих процессов, показало: перед принятием судьбоносных решений истинный управленец не имеет права не использовать научно обоснованные и базирующиеся на надежном статистическом инструментарии подходы. Цена ошибки высока - судьбы тысяч людей. Проанализировав это, вспомнив в очередной раз крылатую фразу о том, что учиться никогда не поздно, я решил, что пора углубляться в науку.
К настоящему моменту у меня за плечами и ученая степень кандидата психологических наук по специальности «Психология управления», и степень доктора экономических наук. Тема докторской диссертации - «Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения».
Так что во мне - ученом ‑ живут и два менеджера: один от органов власти, другой - от любимого дела последних 16 лет ‑ статистики. Пусть было нелегко, не хватало ни времени, ни сил, но я знал: дорогу осилит идущий. Наверное, только такими, а не купленными в переходе, и должны быть профессионализм и компетентность. Именно такие принципы я стараюсь сейчас прививать и студентам. Педагогика - это моя вторая, после статистики, муза.