17 мая 2012 в 01:13

Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова: «Пора расширять музейное пространство»

Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Ивановна Аксенова уверена, что в составе ВСМЗ обязательно должна появиться экспозиция современной истории. Предлагаем вниманию читателей ее профессиональные аргументы.

Полтора года тому назад, передавая дела новому генеральному директору Светлане Евгеньевне Мельниковой, на торжественной церемонии я давала наказ ‑ хранить и отстаивать в неприкосновенности границы нашей «музейной империи», созданной в течение полувека ценой нелегких усилий, преодоления крутых горок и неожиданных поворотов, грозивших разделом и развалом сложившегося, четко работающего организма, в котором на сегодняшний день 53 памятника архитектуры, в которых действуют 34 экспозиции и 8 выставочных залов.
И вот спустя полтора года я с такой же убежденностью говорю, что пришло время не только хранить, но и расширять границы музея-заповедника. Есть уязвимое место в структуре ‑ отсутствие экспозиции современной истории с 1917 года.
Не секрет, что школьники и молодежь имеют весьма смутное представление об истории нашей Родины. Проведенное анкетирование школьников и студентов повергло в шок: даже даты Великой Отечественной войны не все могли назвать. Десять процентов опрошенных ребят считали, что Владимир был оккупирован немцами. Дети не знают, что такое БАМ. Младшим школьникам не знакомо имя Ленин. Полный конфуз с именами выдающихся людей, которыми названы улицы Владимира…
Музеи прочно заняли место в учебном процессе. Знакомство с подлинными экспонатами, эмоциональный профессиональный показ, бесспорно, оставляет след в памяти. В Минобразовании рассматривается вопрос о введении в обязательном порядке посещения музеев в ряд школьных программ. Да и не только детям нужен такой музей. Нельзя забывать годы созидания, годы грандиозных изменений в жизни страны, как героические, так и трагические страницы нашей истории.
В далеком 1960 году молодой коллектив музея-заповедника по требованию обкома партии предпринял отчаянную попытку заново создать такой музей. Были собраны уникальные экспонаты у тогда еще здравствовавших участников событий революции, гражданской войны, строек первых пятилеток, участников Великой Отечественной. Первая награда музея-заповедника ‑ Серебряная медаль ВДНХ ‑ была признанием результатов именно этой работы.
Сбор материалов по современной истории не прекращался никогда. Накоплен полноценный фонд документов и экспонатов для создания новой всеобъемлющей экспозиции.
В 70-80-х годах работала экспозиция советского периода истории в трех павильонах парка имени 850-летия Владимира. Место однозначно было неудобное и мало посещаемое. К тому же ‑ небезопасное. В трудные перестроечные годы эти музеи пришлось закрыть.
Все эти мои откровения не случайны, а связаны с просьбой о передаче музею-заповеднику памятника архитектуры здания типолитографии постройки 1908 года на ул. Б. Московская, д. 43а (во дворе дома, где находится экскурсионное бюро музея-заповедника). В нем размещается общежитие курсов. Здание находится в крайне тяжелом предаварийном состоянии. Межведомственная комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу ‑ приостановить эксплуатацию здания в срок до 29 февраля 2012 года. Начальник департамента по культуре областной администрации Владимир Иванович Трубин обоснованно не возражает против передачи, ибо выделение 35 миллионов из областного бюджета на необходимый ремонт вряд ли реально. А в связи с переходом на новые условия финансирования эксплуатация этого здания департаментом как общежития практически невозможна (она должна окупать расходы на содержание и текущий ремонт).
А у музея-заповедника продуманные и реальные планы: вывести в это здание из Палат фондохранилище, а на освободившихся площадях развернуть экспозицию по современной истории. Что же касается фондов, то упомяну: на сегодня музей-заповедник хранит 437578 предметов.
Проведенная Министерством культуры по распоряжению Правительства РФ два года тому назад проверка состояния учета и хранения фондов не только не обнаружила пропажи, но и отметила, что, невзирая на то, что фондохранилища размещаются в 9 отдельных зданиях, необходимые требования соблюдены. Тем более что 88,7% всех хранящихся предметов уже внесены в электронную базу данных. Однако была высказана рекомендация ‑ изыскать помещение для создания депозитария (так называются хранилища музейных экспонатов с особым температурно-влажностным и охранным режимом). Для музея-заповедника как объекта особо ценного наследия культуры России это необходимо решить. Так вот, в здании бывшей типолитографии можно после большой реставрации и реконструкции разместить показательное хранилище фондов.
Приведу выдержку из протокола встречи Владимира Владимировича Путина с представителями музейного сообщества 5 апреля 2012 года в Саратове: «Не всегда у местных властей находятся средства и понимание, что депозитарий не менее важен, чем сам музей».
Наш музей-заповедник вниманием властей не обижен. Когда мы обратились со своей проблемой к губернатору Николаю Владимировичу Виноградову, он согласился с нами и направил письмо в департамент имущественных и земельных отношений, поручив рассмотреть вопрос о передаче памятника из областной собственности в собственность федеральную (музей-заповедник может получить финансирование из федерального бюджета только в случае, если здание находится у нас на балансе). Вроде бы все счастливо складывалось. Только в письме директора департамента Александра Васильевича Денисова есть одна фраза ‑ музей-заповедник должен провести «расселение прописанных в нем граждан», а их - совершенно незаконно прописанных граждан - восемь семей. Ну как музей-заповедник расселит? И забота о совершенствовании и развитии музея-заповедника ‑ вроде как не только «личное» дело самого музея.
С горечью вспоминаю: когда шло непростое и небесконфликтное выселение 35 организаций из Палат, а затем полный ремонт и реконструкция с заменой отопления, сигнализации в течение шести
лет (!), сколько раз я слышала упреки: «И зачем тебе это надо?». А сейчас трудно представить, что в городе не было бы такого культурно-просветительного центра.
Я решила написать эту статью, будучи уверенной, что получу понимание тревоги, что городу нужна историческая экспозиция, а здание типолитографии ‑ счастливая ситуация. Убьем сразу двух зайцев ‑ и депозитарий откроем. А насчет «расселения» - начнем привычные хлопоты ‑ обращения в адрес руководства города (не может же оно остаться равнодушным к этому проекту), к департаменту по культуре (надо загладить неправедные действия прежних начальников). Возможно, и в другие организации…
Убеждена, что поддержку получим.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…