Владимирским театралам показали Ильфа и Петрова Владимирский областной академический театр драмы представил публике новинку репертуара ‑ спектакль «Золотой теленок», поставленный по знаменитому одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Режиссер Владимир Кузнецов, назвав свое творение «инсценировкой», явно решил использовать в постановке минимум декораций и предельно сочные цвета. Если машинка (та самая «Антилопа Гну») ‑ то сочно-желтая, если костюмчик ‑ то ярко-синий, если платьице ‑ то насыщенно зеленое, если шляпка ‑ то вопиюще оранжевая... При этом на сцене вы не увидите ни одного лишнего предмета. Все несут свою, пусть и крохотную смысловую нагрузку ‑ цветы в кадках, двойная дверь-шкаф, канцелярские счеты из советских времен, стулья-дипломаты. Более того, режиссер и его команда даже придумали как в ограниченных масштабах сцены показать нам и море, и гусиную стаю, и автопробег, и «кусочек Рио»...Этот спектакль может похвастать целым симбиозом стилей ‑ мюзикла, комедии, комикса и, конечно, социальной сатиры. Суетливые, пестрые, карикатурные «картинки» замечательно передают атмосферу тех времен. И, как ни удивительно, музыкальное сопровождение из разных веков тому в помощь ‑ тут вам и рок, и классика. Это спектакль-феерия, спектакль-аттракцион, спектакль-эксперимент. Хотя последнее все же в меру. Так что дух романов Ильфа и Петрова с их сильной, острой, но совершенно не злой иронией, колоритными персонажами и выводом в стиле «счастье не в деньгах, особенно в стране, где их тратить нельзя и не на что» ‑ создателям, на мой взгляд, сохранить удалось. Но и собственных находок и веселых гэгов в нашем «Золотом теленке» предостаточно.
С выбором исполнителя главной роли Кузнецов определенно соригинальничал. До премьеры я не интересовалась актерским составом «Золотого теленка», но была уверена, что роль Бендера достанется либо Александру Аладышеву, либо Алексею Куликову, либо Антону Карташову, либо Андрею Гурамишвили. Типаж у них всех вроде как самый подходящий. Но у режиссера великим комбинатором неожиданно для нас, зрителей, стал Анатолий Шалухин. Удача ли это ‑ я так пока для себя и не решила. Анатолий ‑ очень талантливый артист, в карьере которого я не помню ни одной неудачно сыгранной роли. И эту тоже назвать неудачной не могу. Но его Остап ‑ при всем своем обаянии и неповторимой ироничной усмешливости ‑ не выглядит главным персонажем действия. Если так и было задумано, то это удача. Если нет, и Остап, самый великий из мелких жуликов, все же должен был выглядеть «движком» истории, центральным героем, то ‑ нет. На «командира парада» этот Бендер, не тянет.
Три главные актерские удачи этого спектакля, по-моему, принадлежат народному артисту России Николаю Горохову, Юрию Круценко и Андрею Гурамишвили.
У Горохова получился совершенно незабываемый, трогательный Паниковский ‑ одновременно смешной и жалкий. Собственно, он здесь именно такой, каким его представляешь, читая в первый раз книгу. Идеальное попадание.
О том, кого играл Круценко, я вообще узнала только из программки уже после спектакля: на сцене он был полный зиц-председатель Фунт! Так войти в роль ‑ это, по-моему, и есть высший пилотаж. И, уверена, дело здесь не только в мастерском гриме.
Гурамишвили своим исполнением роли Козлевича тоже произвел неизгладимое впечатление. У него и реплик-то раз-два и обчелся, но даже без него «немого» действие представить было невозможно.
Впрочем, Игоря Клочкова за его подпольного миллионера Корейко тоже стоит уважать. Он сыграл очень умно: Корейко, по сюжету, старается быть как можно неприметнее, слиться с «серой массой» и ему это отлично удается ‑ за исключением сценок с прямыми диалогами с его участием и монологами. Вот тут он умный, но несчастный и душевно мятущийся человек. А реплики заканчиваются ‑ и попробуй отличи его среди других таких же мелких служащих.
Очень повеселила девушка из статистов, которая в нужных эпизодах встревала с писклявыми репликами ‑ точь-в-точь как мышка, которую тычут вилкой в бочок.
Резюме такое. Если ваши рамки восприятия происходящего на подмостках достаточно объемны (без пристрастия строго к классическим постановкам), то не пропускайте «Золотого теленка» ‑ это спектакль смешной, оригинальный и обладающий собственным шармом. К тому же явно стоит увидеть, как феерично Николай Горохов и Богдан Тартаковский (Шура Балаганов), сорвав мелкий куш, выражают восторг и трепет без слов - всего лишь трясущимися ножками.