...Задание редактора казалось несложным ‑ узнать, как прошла работа по сбору статистической информации в среде бизнеса и предпринимательства, или та самая экономическая перепись, о которой не читал и не слышал разве что ленивый. Уж с чем, а с этим обследованием у статистиков точно проблем не возникло, думала я, и информацию об итогах получу легко. Тем более что и закончилось оно уже месяц назад. И вот я открываю двери Владимирстата.
Объект моего интереса - служба подготовки и проведения выборочного наблюдения за затратами на производство и реализацию товаров и услуг. Вхожу в кабинет. Но в гуле телефонных переговоров десятка сотрудниц мой голос быстро тонет. Стопы бланков, конвертов, черновиков ‑ это говорило как минимум о разгаре работы, но никак не о подшивке дел в архив. Сюда ли я попала?Наконец меня заметили. Узнав о цели визита, посоветовали обратиться к руководству - именно там все последние сводки! Так и сказали ‑ сводки. Невольно возникла ассоциация с военным временем. Я направилась в приемную руководителя - Александра Мироедова.
Узнав о желании получить сведения о проведенном обследовании затрат, Александр Александрович пригласил меня в зал коллегий. Объяснил, что сейчас будет делать прогон выступления по этой теме для ближайшего заседания совета руководителей территориальных органов Росстата. Предложил послушать. «Ну а дальше сами решайте, о чем писать: о количестве организаций и предпринимателей, которое ни для кого не является тайной (этими данными оперируют десятки ведомств региона), или затронуть истоки возникших проблем».
Итак, предваряя рассказ о результатах экономической переписи в регионе, вспомним: кто же был ее участником, какие цели ставило правительство, заказывая обследования и выделяя на это немалые деньги - 2 млрд руб.?
Экономическая перепись проходила в два этапа: в 2011 году в полном объеме обследовался малый бизнес, а в 2012-м настал черед средних и крупных организаций, которые также наблюдались в сплошном режиме. На этот раз органы статистики не обошлись и без выборочного интереса к структуре своих затрат. Этот интерес испытали на себе не только коммерческие организации, но и страховые компании, нотариусы и адвокаты. Вновь, но выборочно обследовались малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Далее в планах статистиков - проанализировать и свести в таблицы полученные сведения. Именно таблицы «затраты - выпуск», показывающие межотраслевой баланс экономики страны, и есть цель проводимых статистических работ.
В современной России межотраслевой баланс составляли единственный раз ‑ в 1995 году. Так что о нынешней структуре экономики в правительстве могло быть весьма смутное представление. Между тем экономические кризисы последних лет вынуждают государство все активнее вмешиваться в рыночные отношения. При этом регулирующие меры правительству приходится принимать едва ли не вслепую. Понятно, что дефицит информации сказывается на эффективности экономической политики, которая, судя по заданию, выданному руководством страны Росстату, будет трансформироваться в сторону усиления регулирующей роли государства на рынке.
Что это? Поворот от рыночных отношений к плановой экономике?
- Мы сейчас в рыночной, а не в плановой экономике, но прогнозы все равно надо строить. Иначе это путь в тупик, - убежден Александр Мироедов. - Все развитые экономики мира перспективу развития своей страны хорошо знают на 25-50 лет вперед. Это то же самое планирование, хотя от этого термина сейчас ушли.
По мнению главы Владимирстата, государство сегодня должно знать, какой объем продукции и услуг оказывается на рынке, себестоимость товаров и услуг, производительность труда по видам экономической деятельности. Все это для того, чтобы определить место отечественной экономики в мировой. Во времена глобализации от этого никуда не денешься.
Какого рода решения могут быть приняты на основании этих данных? Ну, например, о поддержке или, наоборот, отказе от поддержки отдельных отраслей и видов бизнеса субсидиями, госпрограммами и прочими инструментами. Внешнеторговая и налоговая политика может быть откорректирована, хотя фискальных целей, как подчеркивает Александр Мироедов, статистическое наблюдение не преследует.
Казалось бы, подобные взгляды на необходимость экономических обследований должны быть созвучны настроениям современного общества и особенно его авангарда ‑ делового сообщества. Но руководитель Владимирстата признается, что последний проект показал: о повсеместной лояльности представителей бизнеса к статистическим заказам государства говорить пока не приходится. Несмотря на значительную подготовку и большое внимание к информационно-разъяснительной работе через СМИ и Интернет, несмотря на десятки и сотни инструктивных совещаний и семинаров с работниками экономических служб, это обследование оказалось сложнейшим. Возможно, объяснение - новизна проекта, возможно, причина глубже и указывает на то, как непросто некоторым представителям бизнес-сообщества осознать и принять и сам факт проведения статистического наблюдения, и - тем более - обязательность своего участия в нем. Скорее всего, это синдром «болезни роста».
Главный статистик региона надеется:
- Системность статистического мониторинга будет способствовать развитию законопослушности, а по большому счету - и гражданской зрелости.
Он пожелал, чтобы бизнес-сообщество региона как можно быстрее осознало необходимость соблюдения подобных норм деловой жизни в экономическом пространстве страны. Ведь вариантов ведения бизнеса и одновременно - игнорирования государственных статистических наблюдений российское законодательство не оставляет.
Но это дело будущего. А как обстоят дела с проведением бизнес-переписи-2012? Ответ был ожидаем. Я сама только что была свидетелем продолжающегося потока розыскной и консультативной работы. В своем ответе Александр Александрович сделал акцент не столько на высоком проценте охвата респондентов (а он действительно высок - «отказников» в области остались единицы), сколько на том, какая несоизмеримо высокая цена за это заплачена. Речь идет как о временных, так и об энергетических затратах сотрудников всех подразделений Владимирстата, которые даже сейчас, по истечении сроков, изыскивают возможность продолжить контакты с проигнорировавшими наблюдение. Некоторые даже выезжают на места помогать бухгалтерским службам.
- Такой исполнительской ответственности, какая присуща статистикам, я больше не встречал нигде, ‑ добавляет глава ведомства.
О проблемах, возникших при проведении экономической переписи, Александр Александрович говорит много. Наболело! Вот, например, самая первая появилась еще в конце 2011 года, сразу же после отправки инструментария отобранным малым предприятиям. Сотрудники Владимирстата надеялись: малый бизнес только что прошел сплошное обследование и уж с ним точно никаких вопросов быть не должно. Но на деле оказалось иначе: за небольшой промежуток времени отдельные респонденты ликвидировались или приостановили деятельность, сменили адрес или поменяли номера телефонов. Так, из числа малых предприятий ликвидировано 16, не вели деятельности - 30, не найдены - 15. И такие проблемы были характерны для всех категорий респондентов, включая средние и крупные организации.
Не удовлетворила статистиков и работа почтовых отделений области, которые вернули Владимирстату значительный объем почтовых отправлений с отметкой «адресат не найден». На самом деле, как выяснилось в дальнейшем, отдельные респонденты находились по своим прежним адресам. Отсюда у статистиков и дополнительные затраты рабочего времени на замену малых предприятий, и телефонные переговоры с хозяйственниками об уточнении их места нахождения.
Немаловажная проблема - сокращение численности экономических служб на предприятиях и отсутствие в организациях аналитического учета, позволяющего получить структуру расходов на производство и реализацию продукции в том виде, в котором необходимо заполнить сведения в отчетах. Видимо, экономить на бухгалтерах - не всегда оправданный риск.
Недостатком считает Александр Александрович и отсутствие у органов государственной статистики действенных мер воздействия на тех, кто готов заплатить штраф, но категорически отказывается представлять сведения. На данный момент в отношении таких организаций, кроме убеждения и 3-5-тысячных штрафов, российское законодательство ничего не предусматривает.
Не исключил руководитель Владимирстата и нареканий со стороны респондентов к методике обследования. Так, в связи со значительными нагрузками на учетные службы организаций, вероятно, надо было бы перенести сроки представления статистических сведений по некоторым формам наблюдения с 1 апреля на 20 апреля.
О состоявшемся проекте Александр Александрович может говорить бесконечно, но надо вновь возвращаться в круговерть дня. Экономическая перепись-2012 уже принадлежит истории. Все сложилось, как сложилось, и с этим ничего не поделать. Но всем нам, жителям страны и региона, останется главное - результаты и опыт, который воистину бесценен, ведь недаром говорят, что лучше всего учат свои ошибки.
Статистики уверены - их труды не напрасны, а полученные плюсы и минусы сослужат добрую службу при подготовке следующей экономической переписи, которая, согласно законодательству, пройдет в 2016-2017 годах.
Казалось бы, подобные взгляды на необходимость экономических обследований должны быть созвучны настроениям современного общества и особенно его авангарда ‑ делового сообщества. Но руководитель Владимирстата признается, что последний проект показал: о повсеместной лояльности представителей бизнеса к статистическим заказам государства говорить пока не приходится.
Не удовлетворила статистиков работа почтовых отделений области, которые вернули Владимирстату значительный объем почтовых отправлений с отметкой «адресат не найден».
У органов государственной статистики отсутствуют действенные меры воздействия на тех, кто готов заплатить штраф, но категорически отказывается представлять сведения. На данный момент в отношении таких организаций, кроме убеждения и 3-5-тысячных штрафов, российское законодательство ничего не предусматривает.