Или с какими трудностями при передвижении по городу сталкиваются люди с ограниченными возможностями Четыре года назад вступила в силу Конвенция о правах инвалидов, определившая право людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества наравне с другими. Россия подписала Конвенцию и обязана ее соблюдать.
Вот она, жизнь...Дверь маршрутки открылась, и пассажиры услышали: «Вот спасибо, а то я уже замерз». Он приподнялся и стал складывать коляску. Двое мужчин вышли из автобуса, внесли коляску, помогли ему подняться. Проехал он недалеко. Высадился таким же способом и бросил на прощание: «Буду другой дожидаться». Маршрут его, как видно, был длинным.
Больше я таких пассажиров в своем родном Владимире не видела, хотя езжу много. Да и на улицах довольно редко попадаются люди, самостоятельно передвигающиеся на колясках. И это в областном центре. В маленьких провинциальных городах обстановка не лучше.
- Инвалидами нас делает не коляска, - уверенно говорит Светлана Матвейкина, студентка-колясочница. - А барьеры, которые мы не можем преодолеть самостоятельно. Пандусы, удобные и для мам с коляской, и для бабушек с тележкой, звуковые светофоры и субтитры, полезные и для слышащих и видящих людей, помогут и нам чувствовать себя полноценными жителями нашей страны.
Светлана живет в Меленках. До недавнего времени самостоятельно даже из дома выйти не могла, хотя квартира на первом этаже. Сейчас благодаря ее активным просьбам установлен пандус. Из дома-то вышла, а дальше? Ездить по тротуарам невозможно. Разбитый асфальт, высокие бордюры превращают ее простую поездку в магазин или собес в пытку.
- Поэтому приходится ездить по краю проезжей части, - разводит руками Светлана и, увидев мои расширившиеся от ужаса глаза, добавляет: - Сейчас уже не страшно, да и автомобилисты попривыкли.
Но ведь это до случая...
- Вот только далеко не каждый магазин готов к таким маломобильным покупателям, - продолжает свой рассказ Светлана. - Пандус есть лишь у одного супермаркета. Но чтобы добраться до этого пандуса, нужно перешагнуть бордюрчик. Мамам с коляской такой маневр сделать тоже сложно, но можно. А нам?
Ладно, с горем пополам продуктами затарились, документы оформили, настает суббота - день, когда студентка заочного отделения Муромского института ВлГУ Светлана Матвейкина ездит на занятия. Из Меленок в Муром ходит старый и верный «ПАЗик». Сначала в автобус Свету вносит на руках друг или папа. Часто бывает и такое, что места заняты, а уступить их никто не торопится. А ведь пока автобус стоит, нужно еще успеть и сложенную коляску внести.
Но, оказывается, трудности еще впереди. Создает их для своих особенных студентов самый большой вуз нашей области. В Муромском филиале - аж 6 корпусов. Ни один из них не снабжен пригодным пандусом.
- Только у главного корпуса есть тоненькие рельсы, пригодные лишь для велосипеда, да и то в летний период. Зимой там даже ступеньки чистят далеко не всегда, - рассказывает Светлана. - Мы очень просили директора оборудовать хотя бы 6-й корпус, где мы учимся, пандусом. Нам отказали.
А занятия будущего социального педагога Светланы Матвейкиной и ее группы проходят на втором этаже. И никто - ни педагоги, ни дирекция вуза - ни разу не задумался, как три года подряд их студентка (кстати, студентов в инвалидной коляске в Муромском институте ВлГУ несколько) добирается до занятий. Более того, со следующего года студенты Светиной группы станут заниматься на третьем этаже. Вот «радость-то».
Во всем цивилизованном мире уже давно били бы тревогу и подавали иски в суд за издевательство над инвалидами, в нашем государстве - одним все сходит с рук, пока другие смиренно молчат. А ведь надо всего лишь поломать голову над расписанием и перенести занятия на первый этаж.
Под занавес беседы Светлана уже обреченно как-то стала рассказывать и об отсутствии в ее учебном заведении нормальных санузлов, пригодных для инвалидов-колясочников, на каждом этаже. Ведь ей-то, в отличие от сверстниц, нельзя выбрать этаж...
Вся жизнь - полоса с препятствиями. Постоянно ждать, просить и снова ждать. А ведь инвалиды не могут ждать, пока люди проявят жалость и общество начнет заботиться о них. Они живут сейчас!
Право на права
На этой неделе прошел первый областной слет инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Сначала - обучающий семинар. Главная его цель ‑ ознакомительная.
- Никаких новых стандартов по правам инвалидов и обязанностям общества придумывать не надо, они все есть и прописаны, нам нужно только добиться их грамотного соблюдения, - уверен Сергей Пушинский, сотрудник региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». ‑ Как раз о включении инвалидов в общество наравне со всеми и шла речь на нашем семинаре. Сегодня они должны не ждать милости от окружающих, а уличать ошибки и бороться за свои права!
По закону сегодня все новые застройки и реконструируемые здания должны соответствовать требованиям доступности. Но кто должен контролировать этот вопрос? Сегодня на согласование предприниматели, собственники (и даже директора школ) после управления архитектуры идут и в общество инвалидов.
- Я не архитектор и не инженер-строитель, и я не знаю, возможно ли здесь строительство пандуса или нет, - говорит Михаил Осокин, председатель Владимирской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов. ‑ И, наверное, не я должен решать, быть ли здесь условиям для инвалидов. Я могу только дать свое заключение: востребовано ли будет новое здание инвалидами.
А ведь есть еще музеи, театры, дома культуры. Инвалиды говорят об отсутствии пандусов, широких дверей и наличии внутри помещения небольших, но частых ступенек. Никто почему-то сегодня не задумывается, что их право - посещать любые культурные, спортивные здания, а наше - сделать это посещение для них возможным. Правда, проблема куда масштабнее, чем кажется на первый взгляд. Любой пандус, если захотеть, конечно, можно построить в два счета. Но для того чтобы инвалид стал клиентом, ему нужны деньги, а значит, хорошо оплачиваемая работа, которую можно получить только при наличии хорошего образования. А всем этим пунктам в России уделяется слишком мало внимания...
На самом деле ущемить инвалида в правах можно запросто. Случаев полно: начиная с отказа в прокате средств передвижения и заканчивая пресловутой парковкой. Так, несмотря на то, что с 17 июня еще прошлого года вступил в силу закон, по которому штраф за парковку на местах для инвалидов для остальных водителей увеличен до 5 тыс. рублей, специальные стоянки продолжают занимать все кому не лень. Главное во всех случаях несправедливости - не молчать, звонить в милицию, в ГАИ, бить тревогу.
Реальность = доступность?
Второй день областного слета инвалидов ‑ «круглый стол» «От идей к реальности» с представителями органов муниципальной и областной власти. Проблем, жалоб много. Инвалиды уверены: настало время их решать! Они и решаются, но не так быстро, как хотелось бы.
Еще в прошлом году стартовала долгосрочная целевая программа «Формирование доступной среды для жизнедеятельности инвалидов во Владимирской области». Но, к сожалению, получается так, что некоторые муниципалитеты даже не посчитали нужным вступить в нее. Кроме того, четыре района области программные обязательства не выполнили, а в некоторых администрациях городов и районов, в том числе и в областном центре, очень низкие показатели по выполнению программы. В итоге некоторые цифры удручают: например, реконструировано и переоборудовано жилье лишь для 2 инвалидов из 20; установлено только 6 светофоров со звуковым сигналом из 10 запланированных.
Но есть и положительные результаты. В 2011 году в области появилось 48 пандусов, 39 съездов с тротуаров. Но и тут есть обратная сторона медали.
- На сегодняшний день востребовано инвалидами порядка 4 тысяч помещений по области, паспортизировано из них лишь 57 процентов, - говорит Ольга Рыбина, заместитель директора областного департамента социальной защиты населения. - Но наличие паспорта еще не означает, что здание доступно. Например, очень часто пандус есть, а угол его такой, что воспользоваться этим подъемом инвалид-колясочник самостоятельно не сможет. Мы с сожалением констатируем: 70 процентов проверенных паспортизированных помещений доступны частично, остальные ‑ недоступны совсем.
- У нас даже территориальный отдел социальной защиты населения практически недоступен для нас - колясочников, - добавляет Андрей Сумкин, председатель муромской общественной организации инвалидов «Феникс». - Помимо пандуса, расположенного под достаточно большим углом, кнопка вызова расположена на высоте около двух метров и постоянно не работает.
И все это только о пандусах. Совсем пока не идут разговоры (только в фантазиях инвалидов) о появлении хотя бы в областном центре стендов для слепых, оборудованных санузлов для инвалидов в общественных помещениях, тактильной тротуарной плитки, сурдоперевода хотя бы на масштабных мероприятиях, единой диспетчерской службы вызовов экстренных служб для глухих и слепых.
Пока только для спортсменов-колясочников областной департамент спорта и туризма на деньги федерального гранта при участии регионального бюджета приобрел специально приспособленный автобус.
- Заднее место в нем занимает как раз этот самый механизм, - говорит Михаил Осокин. - И мы, конечно, для передвижения тоже пользуемся этим автобусом.
А как у них
Пока мы боремся за наличие пандусов хотя бы в общественных местах, во многих европейских и американских городах уже вовсю открывают дискоклубы для инвалидов - не только колясочников, но и глухонемых людей. И это не упоминая наличия у лестниц подъемных площадок и лифтов для инвалидов. Это и называется «жизнь без барьеров».