Сегодня депутаты ЗС на очередном заседании областного парламента должны будут принять несколько ключевых законов, которые разработаны администрацией региона для качественного улучшения инвестиционной привлекательности Владимирщины. От того, каким будет решение депутатов, во многом зависит рост экономического и социального потенциала нашей области.
Что даст закон?В конце мая депутаты ЗС в первом чтении приняли закон, суть которого ‑ возможность бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в госсобственности, стратегическим инвесторам. Это серьезная форма поддержки инвестиционной деятельности. Наличие такой возможности ‑ серьезное конкурентное преимущество того или иного региона в борьбе за инвестиции, поскольку оно соответствует интересам крупного бизнеса. Это, в конце концов, появление в регионе четких и постоянно действующих, прозрачных и понятных нашим возможным партнерам правил игры, само наличие которых в регионе резко усиливает его инвестпотенциал.
Понятно, раздавать государственную землю за здорово живешь направо и налево никто не собирается. Ключевое слово здесь - «стратегический», то есть такой, деятельность которого резко улучшает экономическое и социальное самочувствие и муниципалитета, где инвестор расположится, и всего региона в целом. Областная администрация прописывает четкие критерии: стратегический инвестор - это тот, чьи объемы вложений в производство превышают 5 миллиардов рублей, а в инфраструктурное обеспечение ‑ не менее 200 миллионов рублей.
Если, как предлагает губернатор, такой закон будет принят, он будет действовать по отношению ко всем стратегическим инвесторам. Если бы этот столь нужный области закон был принят сразу в конце мая, это был бы великолепный сигнал всем потенциальным инвесторам ‑ во Владимирской области обе ветви власти слаженно и дружно работают над развитием инвестиционного климата. Скажем прямо ‑ растянувшееся по времени обсуждение этого закона может оставить неприятный осадок у инвесторов. В какой-то момент это может стать одной из причин того, что решение о размещении предприятий будет принято не в нашу пользу, а в пользу другого, более «продвинутого» в этом смысле региона.
Профессионалы поддержали губернатора
Приняв закон в первом чтении, депутаты ЗС в мае не приняли его во всех чтениях сразу. Была создана рабочая группа из представителей АВО и ЗС по сглаживанию противоречий. На днях документ рассмотрели на заседании комитета по экономической политике и собственности ЗС.
Этот комитет возглавляет опытный практик Игорь Першин, который не понаслышке знает, как работает и чего ждет от власти реальный бизнес. Игорь Иванович и его коллеги рекомендовали коллегам из ЗС документ к принятию. Практически все вопросы удалось снять.
Повторим - если закон будет принят, это будет означать новые возможности для региона.
А если нет? Есть ли такой риск? Ничего нельзя исключать. Ну, хотя бы потому, что у ряда наших депутатов может появиться соблазн пожертвовать интересами области в угоду личным амбициям. Например, они могут попытаться оставить за ЗС последнее слово в вопросе, предоставлять или не предоставлять конкретному инвестору те или иные льготы. Наличие базового областного закона устанавливает единые правила игры, столь нужные инвесторам, а формат: «хочу ‑ даю, хочу ‑ не даю!» резко снижает интерес инвесторов к нашему региону.
Наличие базового областного закона исключает коррупционную составляющую при принятии решений, а формат: «хочу ‑ даю, хочу ‑ не даю!» резко повышает ее.
Наконец, именно администрация области и лично губернатор отвечают перед главой государства и председателем правительства за инвестиционный климат в регионе. Но пиариться на инвестициях в стиле «мы пахали!», особенно накануне выборов, хотели бы многие. При этом им желательно ни за что конкретно не отвечать, а только разрезать алые ленточки. Признаем ‑ такой риск существует, и он может проявиться сегодня.
О деликатности
Аксиома: бизнес любит тишину. Серьезный бизнес ‑ тем более. Тому есть множество причин, одна из которых состоит в том, что любая бизнес-структура находится в состоянии постоянной конкурентной борьбы. Досрочное разглашение многих планов, в том числе и инвестиционных, неприемлемо для крупного бизнес-игрока.
Стремление ряда депутатов ЗС до срока раструбить всему свету об инвестиционных планах потенциального партнера вызывает резкое неприятие многих крупных компаний. Отталкивает их от региона, в котором представители власти никак не могут (или в силу разных причин не хотят) соблюсти конфиденциальность.
Очевидно, что АВО не пыталась и не пытается скрывать информацию о переговорах с инвесторами от депутатов областного парламента. Но, увы, слишком часто эта предварительная и конфиденциальная информация раньше нужного времени становилась публичной. Как по причине безудержного недержания языка, так и из-за желания некоторых депутатов лишний раз посветиться в СМИ перед публикой. Сегодня депутатам просто необходимо найти в себе силы не ставить вперед общего дела свои личные амбиции.
Кстати
13 июня другой комитет ЗС - по земельной и аграрной политике, природопользованию и экологии ‑ рассмотрел законопроект, по которому вносятся изменения в перечень особо ценных продуктивных сельхозугодий на территории региона, использование которых для других целей не допускается.
Речь идет об изменении статуса 187 гектаров земли близ деревни Хрястово Собинского района. Там, вероятно, уже в скором будущем крупный инвестор разместит свой завод. Именно этот участок предлагается переформировать в статус земель промышленного назначения.
Ряд депутатов потребовали чуть ли не документального подтверждения того, что на этом участке действительно планируется разместить крупное производство. Например, Роман Русанов (цит. по www.zsvo.ru) посетовал:
- У нас нет гарантий, что после изменения статуса этой земли и последующего ее перевода в категорию «промышленной» инвестор придет к нам.
На это коллеги ему резонно возразили, что статус земельного участка все равно придется менять, какой бы инвестор к нам ни пришел. Ведь, чтобы создавать новые производства, необходимо вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот.
Мнение председателя комитета Александра Горшкова, который предложил уменьшить территорию под строительство завода, оставив в разряде особо ценных сельскохозяйственных земель участок в 39 гектаров, большинство коллег не поддержало. Хотя бы потому, что этот участок имеет ценность для потенциального инвестора только как единый.
Законопроект был рекомендован к принятию на сегодняшнем заседании ЗС.
Скажем прямо ‑ растянувшееся по времени обсуждение этого закона может оставить неприятный осадок у инвесторов. В какой-то момент это может стать одной из причин того, что решение о размещении предприятий будет принято не в нашу пользу, а в пользу другого, более «продвинутого» в этом смысле региона.