Государство собирается допустить общественников к обсуждению экологических проблем. Славную весть принес во Владимир член Общественной палаты России Владислав Гриб - верховную власть заинтересовало мнение «зеленых» о состоянии окружающей среды. Под эгидой борьбы с коррупцией Общественной палате было поручено создать на территории России систему общественного экологического контроля. То есть глава государства выражает готовность услышать точку зрения, очень часто кардинально отличающуюся от официальной, или это искусная игра в плюрализм, ведущаяся с целью сгладить конфликты, подобные возникшему вокруг Химкинского леса?
Начала Общественная палата с мониторинга состояния окружающей среды в регионах России. В этом исследовании общественники хотят опираться не только на официальные отчеты, но и на доклады представителей «зеленого» движения. Некоммерческим экологическим организациям в регионах обещают поддержку. Но здесь Владислав Гриб сразу оговорился: не всем.- На мой взгляд, не очень правильно, когда западные организации («Гринпис», Фонд дикой природы) активно этим занимаются, а нет сильных экологических движений региональных, федеральных. Наша задача, чтобы эта сфера гражданской активности развивалась, - заявил он.
Заметим, что Фонд дикой природы привез стадо зубров в Клязьминско-Лухский заказник, а «Гринпис» помогал обнаружить и тушить лесные и торфяные пожары, призывал МЧС к более активным действиям. Неплохо было бы, если в России появятся отечественные аналоги природоохранных НКО. Вот только будет ли наш ответ «Гринпису» достойным и честным?
В Муроме, например, бок о бок существуют некоммерческая организация «Нет АЭС в Монаково!» и экологическое движение «Ока» с прямо противоположными взглядами на перспективу соседства с мирным атомом.
- Первоначально мы были против строительства АЭС в Монаково, но потом всерьез занялись изучением этого вопроса и больше так не думаем. Мы понимаем, что будущее все же ‑ за атомной энергетикой, - рассказывала «ВВ» заместитель председателя «Оки» Елена Тарасенко на открытии информационного центра Росатома во Владимире, куда, понятное дело, пригласили ее, а не ее гораздо более известных оппонентов. Весь вопрос: чье мнение в конечном итоге будет услышано и принято в расчет?
Стратегию областной администрации во взаимодействии с гражданским обществом в вопросах экологии представил за «круглым столом» в пресс-центре регионального отделения Союза журналистов директор департамента природопользования и охраны окружающей среды Алексей Мигачев. Он предлагает создать общественный совет, куда вошли бы не только «зеленые», но и представители бизнеса.
- Решения этого органа должны устраивать всех: и бизнес, и власть, и организации, выступающие в интересах охраны окружающей среды, - высказал свое мнение Алексей Мигачев.
На его взгляд, эти точки зрения не всегда полярные, а компромисс часто и является оптимальным решением. Вот, например, в Клязьминско-Лухском заказнике столкнулись интересы экономики и экологии. После принятия закона об охоте охотхозяйство не могло больше существовать на особо охраняемой природной территории. Департамент предлагал сузить юридические границы заказника, объявив большую часть его территории охранной зоной, что позволило бы сохранить охотхозяйство, но натолкнулся на сопротивление экологов.
- Долго разбирались, судились. Но природе от этого лучше не стало, - объясняет Алексей Мигачев, - поскольку теперь территорию в 45 тысяч гектаров охраняет один егерь вместо прежних семи. А ведь можно сделать так, что туда придет бизнес-структура, охотхозяйство, которая будет заинтересована, чтобы там никто не бегал с ружьями, не стрелял, не разбивал дорог, не валил лес. Для этого нужно взаимодействие и здравая оценка со всех сторон, а говорить только с зелеными - это утопия, - считает директор департамента.
Между тем взвешенная позиция администрации региона в вопросах взаимовлияния экономики и экологии оценена премией за устойчивое развитие. В прошлом году в соответствующем рейтинге Владимирская область оказалась на втором месте в России, уступив только Московской.
На уровне муниципалитетов показателен пример Владимира, где власть действует по принципу известного киногероя: «тот, кто нам мешает, нам поможет». Здесь организован общественный экологический отряд, который этим летом будет убирать свалки и чистить пруды за бюджетные деньги.
- Мы решили, что с точки зрения повышения экологической культуры молодежи лучше эти деньги отдавать молодежным общественным экологическим организациям, - рассуждает главный эколог города Сергей Сухопаров, - и в то же время, сотрудничая с общественными организациями, мы от себя немного отводим удар.
С одной стороны, такое партнерство похвально. Но смогут ли прикормленные общественники занять принципиальную позицию, когда дело коснется действительно серьезного вопроса? Как говорится, жизнь покажет.
Представитель Общественной палаты предупредил местных чиновников, что в преддверии губернаторских выборов многие политические силы сделают ставку на «зеленое», и посоветовал опираться на внепартийные природоохранные движения, координировать работу которых почему-то уполномочили Ассоциацию юристов России (возможно, для того, чтобы поумерить пыл чересчур рьяных защитников природы). Ежегодный доклад «зеленой» общественности, как объяснил Владислав Гриб, и должен стать «механизмом влияния гражданского общества на экологию». Невозможно, конечно, воспринимать все это без изрядной доли скепсиса, но такой диалог все равно лучше, чем практиковавшийся ранее «разгон демонстрации». Первые выводы о действенности «механизма» можно будет сделать уже в конце сентября, когда Общественная палата РФ планирует обнародовать и обсудить результаты мониторинга состояния окружающей среды на территории России.