Так называется самый известный лекционный курс Владимира Ивановича Суворова. На днях с участием губернатора в областном центре торжественно отметили 65-летие общества «Знание». В фокусе внимания на празднике был Владимир Иванович Суворов. Он на 23 года старше просветительского общества, которому верно служит многие годы.
В свои 88 лет лектор Суворов по-прежнему в строю. Его памяти, ораторскому мастерству, остроумию позавидует и молодой. Но сила уроков истории от Владимира Суворова еще и в том, что он сам был современником и участником тех ключевых событий XX века, о которых рассказывает. Так что его уроки истории - это еще и уроки его жизни.- Владимир Иванович, как вы изначально пришли к лекторскому делу? Когда поняли, что это ваше призвание?
- В 1948 году меня избрали секретарем комсомольской организации полка и послали на курсы переподготовки политработников при Ленинградском дважды Краснознаменном военно-политическом училище имени Фридриха Энгельса. И после этого меня, уже в звании капитана, назначили на должность старшего инструктора политотдела 65-й воздушной армии дальней авиации в Хабаровском крае. И вот тогда, в 1949 году, я и вступил в общество «Знание». Первым поручением мне было выступить с докладом о годовщине создания Красной Армии в одной рыболовецкой артели. Я пять раз доклад перечитал. Отлично помню, что в нем было 12 страниц. И выступил так, что всем понравилось. Люди говорили: вот, молодой парень (мне было 23 года), и так рассказывает, прямо от души. Не заметили даже, что в основе был официальный текст, а не мой собственный. И мне понравилось, что люди слушали с интересом.
Понимаете, мне не довелось пройти с боями от Минска до Берлина, быть представленным к званию Героя, как другим моим товарищам, которые выступают перед школьниками. Но я глубоко разбираюсь в сущности проблем, в том числе проблем истории Второй мировой войны. И это главное в работе лектора. И это помогло мне разработать цикл «Уроки истории забывать нельзя».
- Из каких же лекций состоит цикл?
- Первая лекция - «Правда и вымыслы о войне». Вторая острая тема ‑ «О попытках тайных сговоров наших союзников с фашистской Германией в канун и в ходе Великой Отечественной войны». Я считаю, в современных условиях надо говорить правду и только правду.
Еще одна лекция из этого цикла: «Загадки 1941 года». В этой лекции я доказываю, что никаких загадок не было. Следующая тема - «Завершающий этап Второй мировой войны». Именно за эту лекцию я был удостоен второго места в конкурсе «Лектор года». В ней я во многом предугадал изменения политических решений относительно итогов победы над Японией.
- Как дети, молодежь сегодня воспринимают ваши лекции?
- Я говорю, когда выступаю перед школьниками: не в деньгах счастье, а счастье в том, что сделало человека человеком ‑ труд и знание. А история идет, как часы, слева направо, а не назад. Дети сегодня изменились. Даже 6-7 лет назад обстановка была другая ‑ больше откровенного равнодушия. А сегодня я чувствую их интерес, они начали задумываться над проблемами. Мне кажется, они поняли, что впереди стоящая пропасть им ни к чему.
- Вы автор уже более десятка брошюр с методическими рекомендациями для лекторов по различным темам. А издать полные тексты своих лекций, например в виде сборника, не хотели бы?
- Отчасти мои замыслы изложены в этих методических брошюрах для лекторов. Я ведь не пишу свои лекции целиком, помню все их наизусть. Признаюсь: у меня много разных болезней в силу возраста, а вот на память пока не жалуюсь. Во время выступлений пользуюсь только карточками с цитатами и ссылками на источники. Ни одна моя лекция не похожа на другую. Я многое постоянно дополняю или изменяю, заново продумываю план, логические переходы. Надо еще учитывать особенности аудитории, чтобы меня с одинаковым интересом слушали и школьники, и преподаватели вуза. Чтение лекций, уткнувшись в бумагу, как нередко выступают и профессора, для меня недопустимо. Это по-моему, вообще не привлекает аудиторию. Кроме того, лектор должен строить лекцию логически. Я с чего начинаю, тем и заканчиваю. Вопросы из зала часто требуют остроумия. Например, меня как-то спросили, как я отношусь к Путину. Я ответил: «Как он ко мне относится, так и я к нему».
- За свою емкую лекторскую работу вы получаете какое-то материальное вознаграждение или только моральное поощрение в виде признания слушателей и различных наград, грамот?
- Вопрос весьма деликатный, особенно в нынешние времена. Да, за последние 10 лет я получил немало почетных грамот, государственных и ведомственных наград. В связи с тем, что в начале 2011 года мне было присуждено звание лауреата конкурса «Лектор года-2010», мне вручили почетный диплом и денежную премию - 30 тысяч рублей. Я очень благодарен. Но в основном свои лекции в школах, гимназиях, колледжах, университетах, академии государственной службы, для ветеранского актива как в областном центре, так и в других городах и районах области я читаю бескорыстно, по зову души и сердца. Так же поступают и все наши лекторы.
И, конечно, мне было лестно узнать, что в прошлом году совет ветеранов города Владимира (причем во второй раз) представил меня к присвоению звания почетного гражданина города. Но комиссия при главе города решила отказать с объяснением, что звание присваивается за выдающиеся заслуги, получившие широкое признание не только в городе Владимире, но и за его пределами.
Полагаю, что такое объяснение не только обидно, но и крайне несправедливо. За 40 лет мною прочитано 3000 лекций на самые разные темы. Причем не только во Владимирской области. По направлениям общества «Знание» РСФСР я в порядке обмена опытом читал лекции в Ульяновске, Астрахани, Волгограде, Саратове, Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Уфе, Челябинске, Воронеже, Курске. Тамбове. Пять раз выезжал читать лекции в Северочешский край Чехословакии. В 1991 году награжден знаком «За активную работу в обществе «Знание», в 2010 году ‑ медалью «Патриот России».
- Какие курсы вы читаете в этом году, юбилейном для общества «Знание»?
- В нынешнем году я читаю лекции по контракту и графику, составленному управлением по делам молодежи администрации города Владимира. За этим лично следит замечательный молодой сотрудник этого управления Николай Костылев. В нынешнем году мною прочитано в школах, училищах и колледжах 33 лекции из цикла «Уроки истории забывать нельзя». А с июля буду читать лекции на тему «Время славы и восторга». Это выражение Александра Сергеевича Пушкина я взял для названия темы о 200-летии Отечественной войны 1812 года.
Наше досье
Владимир Иванович Суворов родился 7 февраля 1924 года в городе Юзовке, затем переименованном в Сталино, а с 1955 года в Донецк.
Во время войны был призван в армию и в 1943 году окончил Харьковское военно-авиационное училище связи. Направлен на Карельский фронт техником телеграфа узла связи Воздушной армии (авиации дальнего действия). Скромно рассказывает, что служба проходила в 180 км от линии фронта. Однако «на память» об одной из бомбежек 1944-го остались несгибающиеся пальцы левой руки и осколок между позвонками.
После войны 32 года в различных должностях служил на Сахалине, в Хабаровском крае, на Байконуре, в Белоруссии и во Владимире.
Закончил военную службу в должности заместителя начальника политотдела Гвардейской Краснознаменной Витебской 27-й ракетной армии стратегического назначения.
После увольнения в отставку вот уже 40-й год работает во Владимирском областном отделении общества «Знание» России и за это время прочел около 3000 лекций на актуальные темы. 14 лет вел программу «Отвечаем на вопросы радиослушателей» на областном радио. Имеет немало государственных и ведомственных наград.
Член Союза журналистов, заслуженный работник культуры РСФСР.
И это все о нем
Владимир Иванович Суворов многие годы серьезно увлекался бильярдом, был одним из лучших игроков во Владимире. Но самое удивительное, что кроме игры он самостоятельно, вручную освоил изготовление киев, а это настоящее искусство. Играл ими сам, дарил друзьям и коллегам. Авторскими киями от лектора Суворова играли многие его товарищи по увлечению бильярдом, включая руководителей области 70 - 80-х годов.
***
Владимир Иванович и его супруга Нелли Павловна женаты уже 65 лет. Юбилей этого союза отмечали в марте этого года с участием городских властей. Пар с таким супружеским стажем, как у Суворовых, во Владимире единицы. У них две дочери. Старшая стала известным учителем во Владимире, младшая - врачом, живет на Украине. Есть два внука, одна внучка, одна правнучка и два правнука.
***
В начале 2011 года за цикл лекций по теме «Завершающий этап Второй мировой войны» Владимиру Суворову был вручен диплом лауреата Всероссийского конкурса общества «Знание» «Лектор года-2010».
26 апреля 2012 года за активную работу в области патриотического воспитания получил персональную благодарность от Президента России.