Леса Селивановского и Судогодского районов «пилит» звездчатый ткач-пилильщик. Лесопатологи пытаются не допустить гибели деревьев На стыке Селивановского, Ковровского и Судогодского районов засыхают сосны. Лесники говорят уже о «холодной войне». Ее деревьям объявил звездчатый пилильщик-ткач.
Это насекомое, точнее его личинки в стадии гусениц, поедает хвою, отчего нарушается фотосинтез, дерево ослабевает и засыхает. Только одна взрослая особь может отложить до 50 яиц на дереве. Наличие особи-вредителя в почве - 35 штук на 1 квадратный метр - приводит к 100-процентному объеданию хвои в кронах сосен.Очаг звездчатого пилильщика-ткача был зафиксирован еще в 2001 году. Несколько раз лес обрабатывали химикатами, но избавиться от вредителей совсем не получилось. В этом году в мае - вновь вспышка очага. Скорее всего, из-за изменившихся по сравнению с предыдущими годами погодных условий. По словам лесников, жуков-пилильщиков как никогда много, допустимые нормативы были превышены в 2-3 раза.
- Вспышка означает, что идет объедание леса, и если не начать обработку, то будет 100-процентное объедание хвои, и лес вообще может быть полностью уничтожен, - говорит Константин Назаров, начальник отдела охраны, защиты, надзора и контроля департамента лесного хозяйства.
В борьбу за жизнь леса включились областной департамент лесного хозяйства и Центр защиты леса Владимирской области, которые при поддержке органов местного самоуправления объявили режим «ЧС» и выделили средства на обработку деревьев от вредителей. Благодаря 53 вылетам было обработано сверху почти 2,5 тысячи гектаров леса специальным химическим реактивом «Димилин».
Для человека реактив не опасен, но по технике безопасности людям лучше под такой «дождь» не попадать. Это в первую очередь относится к грибникам и сборщикам ягод, потому что рядом с пораженными жуком лесами нет ни населенных пунктов, ни дач, ни пастбищ. Для безопасности людей на въезде в опасную зону были установлены шлагбаумы и посты и введен карантин на сбор грибов и ягод.
- Но даже если в период обработки несознательные грибники собрали лесной урожай, вред здоровью человека он нанести все равно не мог, - уверен Евгений Малышев, директор Андреевского лесничества. - Для отравления нужно как минимум 40 тысяч таких доз. Расход «Димилина» был всего 60 граммов на гектар. Поэтому и был выбран этот препарат - так как он имеет минимальное воздействие на человека, но в то же время максимально воздействует на хвойного вредителя.
Сейчас карантин и режим «ЧС» сняты, лесопатологами, работниками лесных служб постоянно проводится учет результатов и эффективности борьбы с вредителями. В очередной раз специалисты выезжали в лес буквально на днях.
- Вот видите: деревья с рыжей хвоей, это уже мертвые деревья, - показывает Любовь Матусевич, кандидат биологических наук, начальник отдела лесопатологического мониторинга «Рослесозащиты» - одного из крупнейших специалистов по хвойным вредителям. - Этим соснам хватило одного объедания. Где-то уже даже засыхание началось. Если же объедание дерева было несильное, оно будет продолжать расти, сменит кору, обновится хвоя.
Результат действительно плачевный: под рубку пойдет около двух сотен гектаров уже мертвых сосен.
Прекращать борьбу с вредителем нельзя. Дело в том, что «напилившись», в июне пилильщик уходит в землю примерно на 50 сантиметров «зимовать». А на охоту весной выходят не все вредители. Кроме отмирания после химобработки некоторые личинки пилильщика превращаются не в куколку, а впадают в так называемую стадию диапаузы. Она может длиться аж до 7 лет. И в какой именно момент личинки готовы будут вылететь - предсказать сложно. Хотя, конечно, сотрудники Центра защиты леса и лесничества в любом случае постоянно наблюдают за состоянием ушедших в землю вредителей, а осенью проводят контрольный учет и по виду и количеству личинок определяют вероятность угрозы на будущий год. Так будет и в этом сентябре.
- Но уже сейчас можно сказать, что целесообразно в течение 2-3 лет обязательно проводить авиахимобработку, - говорит Петр Белоусов, директор Центра защиты леса Владимирской области. - Это позволит нам победить вредителя.
Лесопатологи и лесники добавляют: «По-хорошему бы лет 5-6 и без перерыва; лишь бы средства на авиахимобработку нашлись».
Кроме финансовых нюансов есть еще один: обрабатываемая территория в этих местах, увы, меньше пораженной вредителями. Причина - в охранной зоне у реки Колпь. По закону, применять на территории заказников химические препараты нельзя. Там пилильщик-ткач чувствует себя в безопасности и уже следующей весной без последствий вылетит «на охоту».
- Этот участок заказного режима служит как резервация и сохраняет данный вид, который наносит огромный ущерб лесу, - констатирует Михаил Литвинов, начальник отдела лесопатологического мониторинга Центра защиты леса Владимирской области. - Перспектива же лесов заказника - только постепенное отмирание и усыхание. То есть ближайшее будущее - сплошные санитарные рубки, потому что судя по состоянию хвои и повреждениям древостоя, этот лес уже не жизнеспособен.
Возможное спасение - биологический препарат для уничтожения пилильщика-ткача, но его пока, увы, не изобрели.