16 августа 2012 в 01:24

«Блаженны алчущие и жаждущие правды»

Этой цитатой из Евангелия от Матфея Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кавалер ордена Русской православной церкви равноапостольной княгини Ольги Алиса Аксенова сопроводила свои размышления на весьма деликатную тему. Предлагаем вниманию читателей текст Алисы Ивановны. Приглашаем читателей высказать свое мнение на эту тему по электронной почте efremov.io@mail.ru  
C недоумением, горечью и тревогой узнала о требованиях Епархии передать ей здание Боголюбовской больницы, до революции принадлежавшей монастырю. Объясню сложную гамму своих чувств - пожалуй, ни одна организация так активно не была включена в процесс реституции церковных зданий, как музей-заповедник.
В 90-е года ХХ века ВСМЗ передал РПЦ, католической и старообрядческой церквям 19 памятников архитектуры Владимира, Суздаля и Кидекши, разобрав экспозиции (владимирцы помнят: «Часы и время» в Михаило-Архангельской церкви, «Православие и русская культура» в Княгинином монастыре, замечательные выставки в Воскресенской и Петропавловской церквях Суздаля), фондохранилища и реставрационные мастерские. Всего - 4129 кв. м площади. Это было для музея-заповедника, удостоенного в 1977 году впервые в России Государственной премии РФ за музеефикацию памятников и активное их использование в воспитательных целях, - очень трудное время. При передаче каждого памятника «выторговывались» квадратные метры в Палатах - надо было куда-то перевозить коллекции, оборудование, что-то строить заново, ремонтируя и реконструируя кабинеты в запущенном здании. Финансирование в 90-х годах было более чем скудным, туристский поток уменьшился в пять раз…
Тем не менее баланс музейных и церковных интересов был отлажен. Однако подчеркну - церковь претендовала только на ухоженные памятники, восстановленные музеем-заповедником. Хотя оставались десятки пустых запущенных храмов.
Вместо благодарности музей-заповедник наслушался обличительных нападок со стороны церковников и ряда верующих в «ограблении», «воровстве», «незаконном захвате» церковных ценностей и т.д. и т.п.
Как бы то ни было, вскоре после передачи начались службы в переданных зданиях. Между Епархией и ВСМЗ установились взаимоуважительные отношения. Увы, снова тревога…
Недавно - уже прямо в КУГИ - поступило требование передать Приказную избу в Покровском монастыре Суздаля, редкий памятник гражданской архитектуры конца XVII - начала XVIII века. Таких памятников в России сохранилось всего пять. Кстати, Приказная изба в ряде документов называется «казенным приказом», который ведал городскими делами, находясь на монастырской территории.
В 1970 году музей-заповедник открыл в отреставрированном памятнике экспозицию «История Покровского монастыря» и воссоздал интерьер Приказной избы на конец XVII века. С тех пор памятник неоднократно реставрировался, экспозиции совершенствовались. В соцветии разноплановых экспозиций Суздаля это особая неповторимая жемчужина.
И вот теперь требование передать монастырю. Зачем? Сегодня монастырю принадлежат здания общей площадью более 3000 кв. метров. Кроме собора и трапезной палаты - надвратная церковь и старая келья (эти два памятника монастырю передал музей-заповедник), трехэтажный келейный корпус (бывшая богадельня площадью 497 кв. м) и 22 деревянных дома (в советское время построенные в стиле келий и приспособленные для приема 80 иностранных туристов площадью 1445 кв. м), сараи, бани. А в монастыре - монахинь и послушниц около 30 человек, еще 10 девочек-воспитанниц. Зачем монастырю редкий памятник площадью 217 кв. м?
Лет 15 тому назад настоятельница монастыря матушка София удивила меня просьбой передать «приказную избу» - негде хранить картошку. Я оторопела: «Это же невозможно в монастырской тюрьме - каменном мешке, где содержались должники и преступники! Это ведь тоже достопримечательность редкого памятника!». А если появились мысли открыть свой монастырский музей и взимать плату? Не хочется в это верить, но если эта версия верна, то ясно же, что научно обоснованную, обогащенную подлинными документами и предметами экспозицию монастырь не сможет построить. А нечто другое в этом редком памятнике неуместно. Недоумеваю!
В КУГИ поступило также требование освободить и Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, где размещен знаменитый Музей хрусталя, самая большая в стране уникальная коллекция русского хрусталя. Здесь многолетними усилиями и огромными затратами воссоздан уникальный интерьер с мозаикой и грандиозным полотном «Страшного суда» Васнецова.
Попытки освободить собор для передачи церкви были уже дважды. В январе 2002 года во время визита президента Путина в Гусь-Хрустальный, завершив показ музея, я с горечью и тревогой обратилась к нему: «Можете ли Вы представить, что вот все это великолепие будет погружено в ящики и уйдет в хранилище, а под этой мозаикой встанет низкий иконостас, и будут приходить на службу несколько десятков человек… Город-то небольшой. А музей посещает свыше 40 тысяч человек». Владимир Владимирович прервал меня: «Храм должен быть храмом. Но надо разумно подходить в каждом случае. Такой музей разрушать нельзя». И написал в книге отзывов: «Уникальный музей, уникальные люди. Спасибо. Путин».
Население города - 63 тысячи человек. Прихожан в действующем Свято-Троицком храме, по словам настоятеля, - 2 тысячи. В храме-часовне св. Варвары - 300 человек. Церковь при православной гимназии им. Сергия Радонежского посещают 150 человек. Эти данные опубликованы в газете «Жизнь города» в статье протоиерея Максима Хижия от 25.04.2012 г.
Площадь Георгиевского собора огромна - 960 кв. м, цокольный этаж - 790 кв. м. Содержание собора в год обходится свыше 2 млн: отопление, вентиляция, коммунальные услуги, уборка территории и охрана.
Статья 53 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» № 3612-1 (октябрь 1992 года) гласит: «При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в т.ч. религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение». Статья 5 ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 327-ФЗ (ноябрь 2010 года) также говорит, что передача религиозным организациям недвижимого имущества «невозможна без предоставления организациям культуры равноценного здания».
Построить современное, отвечающее всем требованиям здание музея с коммуникациями, системой вентиляции и охраны, равноценными площадями нереально. Так зачем в угоду непродуманным претензиям тех, кто даже не задумался о неизбежных последствиях этой акции, разрушать созданное с огромным трудом, погубить музей, вызывающий восторг каждого, кто переступает его порог?
О здании больницы в Боголюбове было много публикаций. Неоспоримо, что оставить население без медицинского объекта нельзя. Но и построить заново современную больницу нереально. Ведь в законе о передаче памятников религиозным организациям нет четкого механизма: кто, в какие сроки выделит средства и организует новое строительство или выделение «равноценного здания». Главное - выселить?
Еще один пример, освещающий больную проблему с другой стороны. В центре Суздаля, в древнем Ризоположенском монастыре, небольшая монастырская община занимает 2-этажное здание трапезной. С ее появлением состояние чрезвычайно запущенного ансамбля не изменилось. В руинах Сретенская церковь. Самая высокая в городе колокольня находится в неприглядном состоянии, о колоколах даже речь не идет, заросли бурьяна на территории - выше колена. Выделяется ухоженное трехэтажное здание келейного корпуса площадью 790 кв. м, отреставрированное в советское время, где когда-то размещался Центр детского и юношеского туризма, а ныне московский арендатор - ООО «Восход-проект». Вот бы, казалось, Епархии и «карты в руки» - ходатайствовать о передаче этого здания и создания в нем паломнического центра. Но Епархия упорно не хочет даже ставить этот вопрос. Гораздо проще выселить музей или больницу, чем связываться с непонятной фирмой московского происхождения, которая оформила аренду аж до 2052 года! Да и приводить в порядок территорию монастыря даже попыток не просматривается.
Когда меня спрашивают: «А Спасо-Евфимиев монастырь у вас отберут?» - отвечаю вопросом на вопрос: «А зачем? В городе четыре действующих монастыря, два женских и два мужских. В Александровском - три монаха, в Васильевском - три. В ансамбле бывшего мужского монастыря на протяжении 44 лет находились тюремные учреждения и столько же лет, с 1967 года, шла неустанная, непрекращающаяся работа по реставрации, совершенствованию, благоустройству, созданию целого веера экспозиций и т.д. Вся эта созидательная, трудоемкая работа проводилась с такими любовью и душой, которые чувствует каждый из сотен тысяч посетителей!».
Надеюсь, что этот интересующий многих вопрос - не встанет. Однако не раз уже были предложения построить келью и разместить 1-3 монахов «для духовности». Следовал категорический отказ. Восемь замечательных музеев, иконопись, древнерусское прикладное искусство, книжные сокровища, отреставрированные фрески в Спасском соборе, исторические экспозиции, колокольный звон, комфорт для отдыха посетителей, воссозданный аптекарский монастырский огород с лекарственными травами и т.д. - это ли не духовность?
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:22 Во Владимирской области проводят иммунизацию диких животных от бешенства
Специалисты Госохотинспекции Владимирской области с наступлением весны проводят иммунизацию от бешенства диких плотоядных животных.
вчера в 17:37 Пары из Владимирской области зарегистрируют брак на выставке «Россия»
12 мая в рамках проходящей на ВДНХ в Москве Международной выставки «Россия» откроется Всероссийский свадебный фестиваль, во время которого одновременно поженятся более 100 пар со всей страны, в том числе молодожены из Вл…